Главная - Ребенок - Воспитание и развитие - Агрессивный ребенок: почему?
Агрессивный ребенок: почему?
Агрессивный ребенокНередко встречаются такие ситуации, когда агрессивность ребенка раннего возраста является частью протеста против действий взрослых, к чему-либо принуждающих его. Это чаще наблюдается у маленьких детей (1,5-2 года), растущих в семьях, где неопытные или слишком волевые родители переусердствовали в отношении тех или иных действий, которые они считают необходимыми, и настаивают на них, не учитывая индивидуальных и возрастных особенностей своего ребенка, его физического состояния, динамики развития и т. д.

 

Слишком раннее высаживание ребенка на холодный металлический горшок, обильное насильное кормление, несвоевременное укладывание спать, безжалостная борьба с вредными привычками (сосание пустышки, пальца, мастурбация и т. д.), надевание шерстяных вещей, раздражающих кожу малыша, - вот далеко не полный список причин, ведущих к появлению реакций протеста у детей. Этот протест может выражаться не только в крике и плаче, но и в сознательном осуществлении действий, противоположных тем, которых добивается взрослый. Ребенок начинает делать как бы назло, а взрослый нередко стремится переломить упорство ребенка усилением строгости и требовательности. Возникающий конфликт приобретает затяжной характер и может повлечь за собой в дальнейшем весьма неприятные последствия.

Описанные варианты поведения ребенка в раннем детстве еще нельзя рассматривать как агрессивность в чистом виде, это лишь отдельные ее проявления, которые наблюдаются у ребенка в припадке ярости или в качестве протеста.

В среднем и старшем дошкольном возрасте (5- б лет) агрессивное поведение уже может расцениваться как специфическая форма взаимоотношений ребенка о другими людьми (в первую очередь со сверстниками). Чаще всего именно в этот период появляются жалобы на драки, агрессивные действия ребенка по отношению к младшим братьям и сестрам, на попытки мучить животных.

Появление агрессивных тенденций в поведении ранее спокойного, доброжелательного ребенка всегда настораживает, особенно когда это совпадает с поступлением его в детское учреждение. Если же агрессивные действия в той или иной форме уже закрепились в поведении ребенка дома, то их развитие и перенос на более широкую арену - в группу детского сада - дает повод для обоснованной тревоги за его дальнейшее развитие как личности.

Максим Г. до 3,5 года рос дома с мамой и бабушкой. Подвижный, активный мальчик, общительный и доброжелательный, он никогда не вызывал особого беспокойства. В детский сад пошел охотно, легко перенес адаптационный период, был расположен к детям, все время пытался вступить с ними в игру. Однако из-за отсутствия у Максима опыта общения с детьми его попытки не приводили к успеху. Дети не принимали его в игру, смеялись над ним, отбирали игрушки. Он не только не владел навыками принятого в группе общения, но и не умел играть. Это делало его непривлекательным партнером в глазах других детей. В результате Максим, несмотря на достаточно высокий интеллект, хорошо развитую речь и доброжелательное отношение к детям, оказался в изоляции.

Через полгода мальчика нельзя было узнать. Он отнимал игрушки у других детей, разрушал их постройки, рвал чужие рисунки, дрался, кричал, прилагал все усилия, чтобы помешать игре. Слишком подвижный и невнимательный, он плохо вел себя на занятиях, баловался за столом, в спальне, разбрасывал свои вещи.

Изменилось и его поведение дома. Он стал больше капризничать, неохотно встречался с новыми людьми, у него нарушился сон. Все чаще стали наблюдаться припадки «буйства», когда возбужденный мальчик раскидывал, рвал, ломал попадающиеся ему под руку вещи. Рассердившись, он однажды нарочно наступил кошке на хвост, в другой раз бросился на бабушку, ударил ее по больной ноге каблуком. После таких приступов ярости Максим плакал, но никогда не просил прощения. Характер и поведение ребенка изменились настолько, что встал вопрос о том, чтобы забрать его из детского сада.

На этом примере видно, какую роль в поведении ребенка играют его социальные контакты со сверстниками. Подобные отклонения в поведении, вызванные изолированным положением ребенка в обществе сверстников, объясняются спецификой социальной направленности дошкольников: уже в 5-6 лет ребенок стремится к активному контакту с другими детьми и дорожит общением с ними, старается завоевать в группе определенное положение в соответствии со своими представлениями. Для разных детей это положение может быть различным: одни обоснованно претендуют на лидерство в группе, другие довольствуются тем, что их хотя бы не прогоняют, третьим достаточно случайных внеигровых контактов.

Популярность среди сверстников определяется многими факторами. В различные возрастные периоды решающее значение приобретают те или иные требования со стороны группы. Имеют значение интеллектуальный уровень, развитие речи, физическое развитие, ловкость, степень овладения различными видами деятельности. Среди дошкольников ценятся также и внешний вид, в частности красивая одежда, и общительность, и готовность делиться игрушками. Но доминирующее значение приобретает то, насколько овладел ребенок навыками игры, как он умеет организовать   совместную с другими детьми игровую деятельность, придумать сюжет, распределить роли, подобрать игрушки, вспомогательные материалы, заставить остальных следовать предложенному игровому замыслу. Эти и подобные факторы практически полностью определяют положение ребенка в группе сверстников. Если же ребенок по тем или иным причинам оказывается здесь несостоятельным, то его шансы занять в группе высокое положение равны нулю. А если у ребенка низок уровень развития не только игры, но и общения, то он рискует оказаться  «выброшенным» из коллектива вообще.

Коммуникативные навыки, умение общаться с людьми чрезвычайно важны для установления контакта с группой сверстников. Такие навыки социального поведения, как умение понять другого человека, сопоставить его стремление со своими планами и целями, способность представить чужие потребности, чувства, переживания, требуют достаточно богатого опыта общения. Если же малыш общается только с несколькими близкими взрослыми, то, как правило, он испытывает затруднения при переходе от этого узкого круга к целой компании детей в детском саду.

 


Читайте:


Ваш малыш:

Ночные бдения или Если малыш плохо спит…

News image

Каждая мама знает, что такое бессонные ночи. У одних ночные бдения происходят в периоды болезней малыша, а у других ночные ...

Витамины и их значение в питании ребенка

News image

Огромную роль в питании ребенка играют витамины. Они принимают активное участие во всех процессах   жизнедеятельности   организма малыша. Витамин А способствует ...

На заметку "Маме и малышу" — после родов:

News image

Искусственное и смешанное вскармливание

При недостатке или отсутствии грудного молока у матери лучшей пищей для ребенка первых месяцев жизни является донорское, то есть сцеженное ...

News image

Контрацепция после родов

Через некоторое время после родов женщина возвращается к нормальной сексуальной жизни, и естественно, что перед ней встает вопрос о необходимости ...

News image

Причины послеродовой депрессии

Казалось бы, что может быть прекрасней, чем появление на свет малыша? Однако, несмотря на это, многие женщины после рождения ребенка ...

News image

Питание кормящей матери

Суточный пищевой рацион кормящей матери должен содержать 120-130 г белков, 120-130 г жира, 450- 500 г углеводов. В среднем это ...

Для мамы на заметку

Режим дня ребенка в возрасте от 5 до 9 месяцев

News image

Кормление - 7 ч, 11 ч, 15 ч, 19 ч, 23 ч Бодрствование - 7-9, 11-13, 15-17, 19-20.45 Сон - 9-11, 13-15, ...

Застенчивый ребенок — хорошо это или плохо?

News image

Несмотря на то, что застенчивость может быть обнаружена буквально «с первого взгляда», родители часто недооценивают ее. Многие из них не ...

Четыре причины не откладывать беременность

News image

В традиционных культурах люди рано создавали семьи, а женщины рожали в возрасте до 20 лет. Теперь нам уже не кажется ...

Гигиена ребенка

News image

ГИГИЕНА ОДЕЖДЫ Хранение различных предметов, туалета ребенка: пеленок, подгузников, распашонок, теплых кофточек, простынок - весьма желательно раздельное. Замачивают грязные подгузники в ...

Ваш ребёнок день за днём вместе с онлайн-журналом BabyDays