Главная - Ребенок - Воспитание и развитие - Идем в школу: психологический аспект
Идем в школу: психологический аспект
Идем в школуСемья - это самое спокойное и надежное место для ребенка, это его дом, его крепость. Здесь он чувствует себя защищенным, здесь его понимают, любят. И если в доме все благополучно, то человек всегда, а не только в детстве, будет возвращаться сюда с радостью.

 

Поступление в школу и обучение в младших    классах - последний    этап детства    и первая    ступень к взрослой жизни,  которую  не  минует ни один  ребенок. Даже те, кто не ходили в ясли и детские сады, обязательно попадают в  школу.   Воспоминания о ней сохраняются надолго, а приобретенный в школе   жизненный опыт во  многом  определяет дальнейшее развитие личности человека.

В  школе у  ребенка     формируется  отношение к своим обязанностям   (пока - учебным, позже - профессиональным), к окружающим людям  (пока - одноклассникам, затем - коллегам по работе), к начальству (сейчас - учителю, потом - любому другому). Ребенок   в    школе   постепенно приобретает некое «социальное лицо», которое во многом скрывает его индивидуальность,    которое,    частично изменяясь, станет определять положение его в обществе, где отношение к нему будет не близкое, эмоциональное, а определяемое формальными требованиями.

Начало обучения в школе - этап огромнейшей значимости. Ребенок в 6-7 лет, считавший себя уже вполне большим, занимаемый «уважаемое» положение в детском саду (старшая или подготовительная группа), умеющий играть во что угодно, получающий «престижные» роли в играх во дворе среди «дошколят», - и вдруг опять самый младший. Оказывается, надо еще очень многому учиться. Причем не понарошку, как в игре, или почти без усилий, как на занятиях в детском саду, а всерьез. Ребенок знает, что ему придется учиться, но его представления о школе достаточно поверхностны. В основном они базируются на рассказах взрослых, а также на том, что он видел в кино или по телевизору.

Для того чтобы ребенок не разочаровался в школе в первые же дни учебы, необходимо правильно его сориентировать. Желательно, например, чтобы фильмы из жизни школьников вы смотрели вместе и по ходу дела объясняли ему не всегда понятные реалии школьной жизни. Аналогично следует поступать и при чтении книг на эту тему. Неплохо, если вы вспомните какой-то случай из собственной школьной жизни. Но не забывайте, что многое теперь в школе изменилось. Старайтесь не задавать ребенку жестких образцов в поведении, не создавайте заранее незыблемых представлений о том, что ожидает его там.

Иногда взрослые, желая укрепить у ребенка стремление учиться, раскрашивают картину его пребывания в школе в голубые и розовые тона: «Там много детишек, мальчиков и девочек, все очень хорошие и веселые, дружат между собой, всегда друг другу помогают, никто никогда не дерется, на уроках сидят смирно, учатся только на «отлично» и очень любят свою учительницу...» Такая информация о школе может принести больше вреда, чем пользы. Столкнувшись с реальной школьной жизнью, ребенок неизбежно разочаруется в ней. Из-за несоответствия ожидаемого и существующего у него может возникнуть чувство растерянности и даже обиды. Если это происходит сразу, в первые дни учебы, то есть вероятность, что стойкое отвращение и страх перед школой останутся у ребенка надолго.

Вова ждал школу с нетерпением. Он уже давно умел читать, считать, хорошо говорил, знал наизусть много стихов и был уверен, что будет отличником. Он ожидал от школы многого: друзей (в сад он не ходил), веселых, шумных игр на перемене, прогулок после школы с новым школьным другом, похвал доброй, улыбающейся учительницы, которая ставит его, Вову, всем в пример... Ожидания не оправдались. На школьном дворе среди других растерянных первоклашек Воза бросался то к одному, то к другому мальчику, заглядывал в глаза, предлагал дружить. Но не получил ответа. На уроке он расстроился из-за того, что его посадили не с мальчиком, а с девочкой, озирался в поисках «будущего друга», не слушал учительницу.   В   конце   концов   ему   удалось отыскать того   мальчика,  с которым он пытался познакомиться на школьном дворе. Он написал ему записку печатными буквами: «Давай дружить». Встал и пошел через класс, чтобы отдать. Естественно, следующие 15 минут урока были посвящены Вове. На его примере учительница объясняла, как не надо себя вести, стыдила его, прочла вслух записку и долго еще объясняла, что в школу ходят не дружить, а учиться. А после урока ребята дразнили его, показывали на него пальцем, смеялись. Уже 2 сентября опухший от рыданий Вова в школу шел, как на эшафот, хотя скоро о прискорбном случае все забыли, он сам помнил и затаил глухую злобу по отношению ко всему, связанному со школой. Он замкнулся, не пытался больше ни с кем подружиться, до того стеснялся, что отказывался отвечать или отвечал еле слышно. В результате к концу первого класса заработал репутацию весьма слабого ученика. А поскольку дома его за это ругали, а сам он был всегда о себе более высокого мнения, то просто перестал делать уроки, придавать какое-либо значение учебе и целые дни проводил в игре со своей собакой - настоящим «верным другом».

На этом примере мы отчетливо видим, к чему привела неправильная ориентация мальчика, сформировавшаяся под влиянием рассказов бабушки и мамы о том, как хорошо в школе, какие там чудесные дети и т. д. Поскольку Вова не ходил в детский сад, не имел достаточного опыта общения со сверстниками, но очень стремился к нему, мечтал о друге, то именно этот аспект школьной жизни манил его больше всего и представлял максимальную ценность. Именно поэтому он и попал впросак: неудача в попытке завести друга оказалась наиболее значимой и определила его негативное отношение к школе в целом. Никакой бы трагедии не было и в этом, ведь многие дети уже через несколько месяцев учебы относятся к школе, мягко говоря, без восторга, но у Вовы «крушение иллюзий» произошло слишком резко, в первый же день, и он не смог этого выдержать.


Для ребенка, поступающего в школу, часто бывает привлекательна лишь внешняя сторона школьной жизни, о которой мы, взрослые, почти не думаем. Мама и папа, отдавая ребенка в школу, обеспокоены в первую очередь тем, как он будет учиться, хорошо ли читает, умеет ли считать, как рисует, аккуратен ли, то есть содержательной стороной учебной деятельности. И не все родители понимают, что для первоклашки, особенно для шестилетки, большее значение имеют такие второстепенные с точки зрения взрослого, факторы, как возможность носить форму, портфель, то, как завернуты учебники, какого цвета пенал, есть ли красивый ластик или точилка и т. д. Для ребенка в первые дни, а иногда и месяцы обучения перемены представляют гораздо больший интерес, чем уроки, а занятия в группе продленного дня, где он играет с товарищами, более привлекательны, чем занятия утром в классе.

В связи с этим становятся понятными такие зачастую удивляющие взрослого случаи, когда хороший, разумный мальчик вдруг проявляет полнейшее равнодушие к случайной двойке по математике, но гордится тем, что похвалили его постройку из конструктора на уроке труда. На математике ему было скучно, он не старался выполнить задание, соответственно и бурной эмоциональной реакции на неуспех не возникло. В то же время лодку из конструктора он мастерил с воодушевлением, был поглощен этой деятельностью и потому обрадовался, когда его похвалили, поставили ему хорошую оценку.

 


Читайте:


Ваш малыш:

Детские прыгунки для детей

News image

Двигательная активность и положительные эмоции – главные составляющие развития здорового и полноценного ребенка. На сегодняшний день существует огромное количество различных ...

Питание детей при ожирении

News image

В последнее время все чаще встречаются дети с избыточной массой тела - ожирением. Наблюдается ожирение преимущественно у детей, употребляющих в ...

На заметку "Маме и малышу" — после родов:

News image

Восстановление менструального цикла после родов

Известно, что после родов организму женщины требуется некоторое время, что­бы те органы и системы, которые подверглись изме­нениям во время беременно­сти и родов, пришли в нор­му. ...

News image

ДОЛОЙ РАСТЯЖКИ!

Мы умеем приводить свой вес в норму, обретать прежние, или еще лучшие формы. Осталось только справиться с еще одним из ...

News image

Мало молока?

Вам кажется, что малыш не наедается? Возможно, успешному кормлению мешают обычные ...

News image

Отлучение от груди

Рано или поздно в жизни мамы и малыша наступает момент, когда грудное вскармливание приходится завершать. Это может быть вызвано необходимостью ...

Для мамы на заметку

Стоматит у малыша

News image

Довольно часто на языке, губах и внутренней поверхности щек у детей на фоне покрасневшей и отечной слизистой оболочки появляются очажки ...

Подготовка к беременности, или Период страхов

News image

Консультируя женщин, отвечая на их вопросы по поводу беременности и подготовке к ней, я столкнулась с весьма негативным явлением: врачи ...

Будущий папа

News image

Беременность жены часто вызывает в мужчине самые противоречивые чувства. Он безусловно рад, что скоро станет отцом, но одновременно с этим ...

Прогулки во время беременности

News image

Свежий воздух необходим для будущей матери не меньше, чем сбалансированное питание. Нужно постараться гулять хотя бы 2 часа в день. ...

Ваш ребёнок день за днём вместе с онлайн-журналом BabyDays