Главная - Ребенок - Воспитание и развитие - Откуда берутся двойки?
Откуда берутся двойки?
Откуда берутся двойкиЗавышенные требования родителей к ребенку - одна из причин  появления  неожиданных двоек, троек, упрямства, грубости  или, наоборот, капризов, замкнутости, отказа от контакта с родителями. Причина здесь не в том, что ребенок глупый или упрямый, а в том, что родители нетерпеливо ждут пятерок, грамот, медалей  и  всеобщего восхищения  и  никак не  могут вместе с  сыном   порадоваться тому, что целая страница написана им бел единой помарки.

Когда все внимание мамы направлено только на оценки, есть опасность, что она не станет (ее просто не хватит) интересоваться его радостями и огорчениями, не связанными с успеваемостью.

В этой ситуации родители могут «управлять» успеваемостью ребенка только до тех пор, пока он эмоционально связан с ними. А поскольку своим собственным отношением они разрушают эмоциональный контакт, то это положение долго не продлится. Когда же ребенок перестанет реагировать на то, что мама расстраивается из-за троек, обнаружится, что своих собственных мотивов к хорошей учебе у него нет. Соответственно возникает безразличие или отвращение к школе.

После исчезновения «эмоционального» стимула не включается гораздо более естественная познавательная потребность, так как не была сформирована. Следовательно, для ребенка процесс обучения становится бесцельным. К 4-му классу 90 процентов детей теряют интерес к школе и обучению, но все-таки как хотелось бы этого избежать!

Не стоит, разумеется, думать, что позиция взрослых по отношению к школе и оценкам однозначно определяет успеваемость ученика. Гораздо чаще признаки пугающей нас неуспеваемости коренятся в недоработках дошкольного воспитания, в неполной психологической готовности 6-7-летнего ребенка к школе, в его индивидуальных особенностях, характере его учительницы, в том, насколько удачно сложились отношения с ней и одноклассниками. Конечно, есть заведомо значимые причины, ведущие к неудачам при обучении в первом классе, вытекающие из несформированности необходимых навыков и умений. Так, недостаточное развитие мелких движений пальцев и кисти рук может привести к неудачам в написании букв, цифр, работе с конструктором, цветной бумагой на труде, красками и фломастерами на рисовании. Дефекты речи и слуха ведут к трудностям в чтении и усвоении орфографии. Но своевременная помощь, занятия со специалистами (логопедом, например) помогут наверстать упущенное.

К сожалению, неполная готовность к школе проявляется не только в тех видах деятельности, на которые мы привыкли обращать внимание (нас часто волнует, насколько уверенно считает ребенок в пределах десятка, какие знает стихи и выразительно ли их читает, способен ли он к рисованию и музыке, нет ли дефектов речи, из-за которых его могут не принять в английскую школу, и т. д.), но и в другом.

Гораздо важнее, какие ценности  школьной  жизни  станут значимыми  для  вашего ребенка уже в первые месяцы обучения, насколько он готов их принять и сделать своими. Исследования психологов показывают, что одни дети считают ценным то, что слышат от взрослых, формирующаяся у них система ценностей строится по нашему, «взрослому», образцу. Основное для таких детей в школе - уроки, возможность научиться чему-то, в частности читать, считать, писать, то есть типично школьные виды деятельности. Они доставляют им удовольствие, их радует каждый успех и каждое достижение, по крайней мере в первом классе. Про таких детей можно сказать, что к школе они готовы, учиться могут.

Другие дети ценят не это. Гораздо привлекательнее, чем уроки, для них все остальное - общение, игры, экскурсии, дежурство по классу и т. д. А из уроков предпочтительнее как раз те, которые больше связаны с привычной и знакомой  по детскому саду деятельностью:  рисованием, аппликацией, лепкой, пением, физкультурой и т. д. Здесь они чувствуют себя увереннее, получают удовольствие от того, что всё уже умеют и не надо учиться ничему новому. Это типично дошкольная точка зрения.

Этим детям скучно, трудно и неинтересно совершать над собой усилие с целью чему-то научиться и  что-то узнать. Им вполне достаточно того, что они умеют, а потребности или желания расширить область своих умений и знаний пока еще нет. Даже если они с  жаром  уверяют вас, что  очень хотят учиться  в школе, из этого не следует, что в слово «учиться» они вкладывают тот же смысл, что и вы. Это может означать, что для них важно ходить в школу, быть в ней, возвращаться   (с портфелем и в форме, на глазах восхищенных дошколят и соседей). Важна может быть похвала  учителя   (за что угодно: за то, что не забыл белую рубашку, за то, что тихо сидел на уроке, быстро завтракал  на  переменке и т. д.). Они высоко ценят возможность поднять руку, встать и что-нибудь сказать (не обязательно то, о чем спросил учитель;   чаще такие дети радостно начинают рассказывать о вещах, совсем не связанных с вопросом. Например, на вопрос: «Сколько букв в слове «коза»?» - может последовать ответ: «А я была летом у бабушки в деревне, там у нее козы нет, зато такой теленочек!»).

Такие дети не полностью готовы к школе: мотивация у них носит ярко выраженный     дошкольный,  неучебный характер. Однако это не значит, что они глупые или неразвитые, просто они не вполне доросли до того, чтобы сделать свой первый шаг к взрослой жизни. Не спешите отдавать их в школу в 6 лет. А если отдали, то помогайте им. Настроить такого ребенка на учебу - дело не 1-2 дней, это потребует от вас длительной целенаправленной работы.

В случае, когда подобная работа не проводится, когда 6-летний школьник предоставлен сам себе, привлекательность школы для него исчезает к концу первой четверти, а то и раньше, ему становится скучно в школе, учеба его не интересует. На вопрос: «Ну, что ты сегодня получил?» - ребенок может равнодушно ответить: «Двойку». Если поинтересоваться, за что ему поставили двойку, он с неподдельным недоумением ответит: «Не знаю».

В этом случае надо немедленно разобраться, что происходит, иначе двойка станет привычной для него оценкой. Требовать от ребенка, чтобы он хорошо учился при условии, что не вполне готов к школе, бессмысленно. Научить его учиться - ваша задача.

 


Читайте:


Ваш малыш:

Игры с ребенком: от 3 до 6 месяцев

News image

ИГРА С ШАРФИКОМ Повяжите яркий шарф так, чтобы его концы свисали вам на грудь. Лягте на спину, подложив под голову подушку, ...

Режим дня ребенка в возрасте 9-12 месяцев

News image

Кормление - 7 ч, 10 ч, 14 ч, 21 ч Бодрствование - 7.30-10.00, 12.30-13.30, 14.30-15.30, 17.30-21.00 Сон -10.30-12.00, 15.30-17.30, ...

На заметку "Маме и малышу" — после родов:

News image

Контрацепция после родов

Через некоторое время после родов женщина возвращается к нормальной сексуальной жизни, и естественно, что перед ней встает вопрос о необходимости ...

News image

Мало молока?

Вам кажется, что малыш не наедается? Возможно, успешному кормлению мешают обычные ...

News image

ДОЛОЙ РАСТЯЖКИ!

Мы умеем приводить свой вес в норму, обретать прежние, или еще лучшие формы. Осталось только справиться с еще одним из ...

News image

Причины послеродовой депрессии

Казалось бы, что может быть прекрасней, чем появление на свет малыша? Однако, несмотря на это, многие женщины после рождения ребенка ...

Для мамы на заметку

Слингомания: за и против

News image

Слинг шагает по миру. Даже голливудские звезды не брезгуют матерчатой перевязью для ношения своих детей. А мы чем ...

Сорока-воровка или Проблема детского воровства

News image

Обнаружив в кармане у чада чужую игрушку, родители обычно впадают в панику. Так что же это такое - детское воровство? ...

Родовые травмы у детей

News image

- К родовым травмам относят все без исключения повреждения, полученные в результате неблагоприятных родов. Другое дело, что не все они ...

Уход за зубами во время беременности

News image

Раньше бытовало мнение, что каждый плод, развиваясь, отнимает у матери зуб. И это долгое время считалось нормой....

Ваш ребёнок день за днём вместе с онлайн-журналом BabyDays