Главная - Ребенок - Воспитание и развитие - «Плохое» поведение: откуда оно берется?
«Плохое» поведение: откуда оно берется?
Плохое поведение откуда оно беретсяОсобенности семейного микроклимата во многом влияют на появление некоторых отклонений в поведении у ребенка, которые в дальнейшем могут стать определяющими.

Основной механизм их закрепления - простое подражание. Маленькие дети в своих поступках особенно ориентируются на поведение родителей, которые порой недооценивают его значения. Годовалый Петя с важным видом, как папа, сидит на диване и смотрит газету, снисходительно поглядывая на маму, которая суетится, накрывая на стол. Двухлетняя Лара старательно вытирает тряпочкой пролитый суп, озабоченно подметает комнату со скорбным выражением лица, как мама.

И в том, и в другом случае взрослые обычно умиляются, глядя на детей. Но это пока чисто зеркальное подражание внешним сторонам действия. А вот позже ребенок начинает копировать внутреннюю позицию - отношение к людям, событиям, поступкам. И на этом этапе возможны уже некоторые неполадки: ведь если внешние действия всем видны, то о внутренней позиции во многом приходится догадываться, полагаясь на не всегда понятные поступки и слова взрослых.

Причем слова часто не соответствуют поступкам, и ребенку разобраться в этом трудно. Так, Петя в нашем примере постепенно усвоит не только умение сидеть с газетой в руках, но и отстраненность от домашних дел, пренебрежительное отношение к матери, постоянно выступающей в роли домашней прислуги, научится принимать как должное ее труд и не замечать ее проблем, усталости. При этом уже к 10- 12 годам в этом отношении он действительно станет «вылитый отец». А Лара, подражающая маминому трудолюбию, совсем не обязательно вырастет трудолюбивой девочкой. Может усвоиться двойственное отношение мамы к труду по дому, демонстративное поведение: «Ах, я на всех работаю и страшно устаю, но ни в ком не вижу сочувствия!» - ее позиция, позволяющая ей требовать к себе подчеркнутой заботы и особого отношения. И совсем не всегда наши дети подражают положительным образцам. Часто отрицательные представляются им более сильными, яркими, даже привлекательными. А уж тем более если мы, взрослые, навязчиво зудим: «Бери пример с папы, с мамы, делай только так, а не иначе». В этом случае происходит обратное, ребенок протестует, делает все «с точностью до наоборот», потеряв при этом значительную долю симпатии к предлагаемым положительным образцам.

На что еще хотелось бы обратить внимание родителей. Как уже говорилось, на основе подражания дети могут усвоить как положительные, так и отрицательные манеры поведения. Это зависит от того, какие люди окружают ребенка, от степени их эмоциональной привлекательности, а также способности ребенка разобраться в этом.

Малыш не всегда способен самостоятельно оценить другого человека, для него важнее внешние и более яркие качества, чем скрытые особенности. Нарядная, веселая тетя, которая угощает вкусными конфетами, привлекает малыша, даже если, по мнению большинства взрослых, она ограниченный или безнравственный человек. Для него она более привлекательна и легче станет образцом для подражания (при условии, что постоянно имеет дело с ребенком), чем умная строгая тетя, которая эти конфеты есть запрещает, потому что у ребенка могут испортиться зубы.

Помочь малышу сориентироваться в многочисленных «образцах» для подражания должны родители. Следует ненавязчиво обращать внимание ребенка на поступки других людей, пытаясь вместе с ним подумать над их целями и причинами. При этом следует не злоупотреблять отрицательными оценками людей (и детей и взрослых), а оценивать только их поступки.

Например, лучше не говорить: «Петя плохой, он отнял у Насти куклу», надо сказать: «Настя плачет. Петя у нее забрал куклу. Разве так можно? Он, по-моему, нехорошо поступил. Пойдем, утешим Настю». И на хорошие поступки нужно обращать внимание ребенка, особенно в тех случаях, когда они ему не бросаются в глаза: «Смотри, какая добрая бабушка, она нам помогает, вон какой вкусный суп сварила!», «Вот хорошая девочка Катя - для котенка молоко оставила, а сама в магазин пошла, еще всем колбаски купит и котенку даст. Она молодец, не жадная».

 

 


Читайте:


Ваш малыш:

Питание ребенка во время болезни

News image

Питание больного ребенка должно соответствовать его состоянию. В любом случае оно должно быть регулярным, полноценным, направленным на уменьшение патологических болезненных ...

Режим дня ребенка в возрасте 3-4 месяцев

News image

Кормление - 6 ч, 9.30 ч, 13 ч, 16.30 ч, 20 ч Бодрствование - 6.15-7.30, 9.45-11.00 , 13.45-14.30, 16.45-18.00, 20.15-21.00 Сон - ...

На заметку "Маме и малышу" — после родов:

News image

Правильное питание кормящей матери

Некоторые думают, что кормящей матери нужно самой обильно питаться. Это неверно. Главное - питаться регулярно. А еда рекомендуется простая, особенно ...

News image

Контрацепция после родов

Через некоторое время после родов женщина возвращается к нормальной сексуальной жизни, и естественно, что перед ней встает вопрос о необходимости ...

News image

ДОЛОЙ РАСТЯЖКИ!

Мы умеем приводить свой вес в норму, обретать прежние, или еще лучшие формы. Осталось только справиться с еще одним из ...

News image

Методы контрацепции в послеродовый период

Когда рождается малыш, женщина с головой погружается в приятные хлопоты о нем. Стоит ли в это время ей думать о ...

Для мамы на заметку

Что делать, чтобы ребенок перестал капризничать?

News image

Чтобы ребенок перестал капризничать, для большинства родителей легче всего уступить его желанию. Но это прекращает только конкретный, сиюминутный каприз, а ...

Миокардит, эндокардит, перикардит

News image

Миокардиты, эндокардиты, перикардиты представляют собой воспалительное поражение различных отделов сердца (мышечного - миокардит; внутренней оболочки- эндокардит; наружной оболочки - перикардит), ...

Роды: период раскрытия

News image

В зависимости от того, первые это роды или повторные, период раскрытия в среднем длится от 5 - 8 до 9 ...

Эпидемический паротит (СВИНКА) у детей

News image

Эпидемический паротит вызывается вирусом, который поражает крупные слюнные железы (подчелюстные, околоушные). Последние симметрично с обеих сторон, иногда   преимущественно с одной ...

Ваш ребёнок день за днём вместе с онлайн-журналом BabyDays