Главная - Если ваш малыш боится - Программа по нейтрализации детских страхов
Программа по нейтрализации детских страхов

Программа состоит из нескольких этапов, первым из которых является РИСОВАНИЕ СТРАХОВ.

Все дети любят рисовать. Даже двухлетний малыш тянется к карандашам и бумаге, стремясь «выразить себя в творчестве». А после трех лет рисование становится одним из любимых занятий ребенка, что свидетельствует о развитии у него образного мышления. К тому же через рисование ребенок осуществляет потребность в выражении своих чувств и эмоций. Психологи заметили, что рисунки детей передают их интересы, увлечения, особенности темперамента, являются зеркалом их внутренних переживаний.

Если в рисунках малыша преобладают серые и черные тона - можно говорить об отсутствии жизнерадостности, постоянном плохом настроении, большом количестве страхов, с которыми его психика справиться не может. Когда же в рисунках преобладают яркие, сочные краски - это указывает на жизненную активность, приподнятое настроение, оптимизм.

Если ребенок кладет краски широкими мазками, не соблюдает масштабность, не делает предварительных набросков, не меняет сюжет изображения - значит малыш обладает уверенным и решительным характером. Это же может свидетельствовать на его упрямстве.

Если изображение смазанно, в рисунке преобладают четкие, но пересекающиеся линии - ребенок легко возбудим, гиперактивен.

Прежде чем начать изображать страхи, нужно увлечь ребенка процессом рисования. Попросите его нарисовать что-то на нейтральные темы: «На улице», «Моя семья», «Любимые животные». При этом тема «Моя семья» имеет особое значение. Ребенок должен нарисовать всех членов семьи. Это поможет вам понять, как ребенок воспринимает внутрисемейные отношения. Посмотрите, где он разместил себя, как близко расположил родителей. Если он нашел себе место в центре картинки, а рядом - родителям, значит, отношения в семье ровные и страхи малыша не связаны с внутрисемейными конфликтами. Наоборот, сигналом тревоги может являться тот факт, что ребенок нарисовал себя в стороне от родителей или же рядом только с одним из них. Это означает, что в семье не все ладится. Стоит обратить внимание и на краски, которыми он пользовался. Если он одним цветом нарисовал себя и маму, а отца - другим, значит, малыш больше контактирует с мамой, и наоборот.

Следующей темой рисования может быть: «Что страшное мне снится и чего я боюсь».

Сначала поговорите с ребенком по душам, выясните, чего он боится больше всего, составьте список страхов («Боюсь медведя, Бабы-Яги, смерти, пауков, врачей, огня»), затем дайте задание нарисовать их. Если он отказывается рисовать страхи, это еще не значит, что их нет. Скорее всего, он отрицает их, и значит, ему будет трудно их преодолеть. Если же он изобразил на рисунке какие-то пугающие его предметы или явления, значит, он готов к преодолению своего страха.

Не думайте, что графическое изображение усиливает страх. Наоборот, при рисовании снижается напряжение от тревожного ожидания чего-то ужасного. В рисунке страх не такой острый, так как изображен как что-то уже случившееся, реализованное, а значит, менее страшное.

Следующим этапом может быть рисование собственных страхов.

Рисование не должно длиться более 20-30 минут. Ребенок может изобразить несколько страхов, а может и всего один - то явление, которого он боится сильнее всего.

Большое значение имеет также и атмосфера, в которой малыш занимается рисованием. Поддержка родителей, их одобрение помогают ему приобрести уверенность в себе, преодолеть страх.

Важно выразить одобрение по поводу нарисованного, сказать, что вы гордитесь им, ведь он теперь не боится. Вообще, гордость - удивительное качество, оно повышает чувство собственного достоинства, активность и уверенность в себе. Не нужно говорить ребенку, что теперь, после рисования, вы уверены, что все страхи пропадут. Лучше скажите своему малышу, что он отлично справился с заданием и все идет по плану.

Если ребенок не уверен, как нарисовать тот или иной страх, можно подсказать ему, как его изобразить (но только в самых общих чертах). Помните, что тему смерти нужно исключить, потому что она наиболее трудна для понимания и изображения. После того, как все страхи, будут нарисованы обязательно обсудите рисунки с ребенком. Хорошо, когда такое обсуждение проводится совместно с другими детьми, эффект подражания поможет каждому из них быстрее справиться со своими собственными страхами.

Покажите ребенку его собственный рисунок, с юмором опишите, что на нем изображено. А потом спросите, боится ли он теперь. Отрицание страха обязательно закрепите похвалой. Даже если страх сохраняется, он становится не таким сильным, так как малыш чувствует ваше понимание и поддержку.

Если страхи остались, предложите нарисовать их снова, но теперь пусть он изобразит себя не боящимся. Если в первом рисунке был изображен только объект страха, теперь ребенок рисует себя, в момент противостояния ему. Такая позиция действует в качестве косвенного внушения и дополнительного стимула преодоления страха.

Заключительной темой рисунков может быть: «Кем я хочу стать». Это вносит оптимистическую нотку, придает уверенность в своих силах, помогает справиться с проблемами. Он рисует свое будущее, а в нем нет места страхам. Тем самым они нейтрализуются.

Достигнутые через рисование успехи в преодолении страхов необходимо закрепить в процессе игры. Поиграйте с ребенком в игру: «Кто расскажет лучшую сказку». Начните вы, придумав историю, в которой главный герой чего-то боится, но потом преодолевает свой страх. Затем попросите пофантазировать малыша. Пусть и он сочинит сказку, в которой герой легко справляется с трудностями и преодолевает боязнь. Главным действующим лицом в этой истории может быть как сам ребенок, так и вымышленный персонаж. Если у малыша не получается, помогите ему. Причем помните о главном страхе, который мучит ребенка, и используйте его в сочиняемой сказке.

Воздействие такой истории на малыша можно усилить, инсценировав ее с помощью кукол и мягких игрушек - и пусть ребенок сам распределит роли. Этот маленький спектакль можно дополнить масками, костюмами, песенками и стихами. Проигрывая один и тот же сюжет, связанный с преодолением страха, ребенок и сам перестает бояться, так как страх в большинстве случаев вызывает лишь неизведанное. А если он доподлинно разобрался, что представляет собой страх и как с ним можно бороться, ему становится уже не так страшно.

Когда ребенком проиграны условные истории, можно переходить к инсценировке реальных событий, которые случились с малышом или с тем человеком, которого он знает. Инсценировать также можно сценки из жизни. Например, предложите малышу сыграть в то, как вы укладываете его спать: он будет «мамой», а роль малыша возьмите на себя (в роли малыша может выступить и мягкая игрушка или кукла). Объясните малышу, чтобы нужно вести себя в той или иной ситуации, чтобы избежать страха. Ребенок же, почувствовав себя взрослым и взглянув на свои страхи со стороны, может просто рассмеяться, настолько забавно это выглядит. Даже глубоко укоренившийся страх легко побороть с помощью такого заключительного упражнения.

Как вы успели убедиться, проблема детских страхов весьма актуальна. И если ваш ребенок подвержен страхам и ночным кошмарам, ваша задача помочь ему справиться с ними и почувствовать уверенность в себе. Необходимо установить причину детских страхов и попытаться устранить ее. Если беспокойное состояние ребенка связано с напряженными отношениями в семье, то чтобы он перестал бояться, вы должны наладить внутрисемейный мир, научиться быть доброжелательными с ним.

Если же страхи зашли очень далеко и наряду с ними малыш испытывает ряд других проблем психологического характера, помочь ему может только специалист, который и посоветует, как действовать в том или ином случае. В большинстве же своем при понимании и поддержке со стороны родителей ребенок вполне может самостоятельно преодолеть все свои страхи.

 

Ваш малыш:

Как правильно кормить ребенка грудью?

News image

Установлено, что раннее прикладывание ребенка к груди после рождения способствует более быстрому становлению лактации. Поэтому сейчас мать в первый раз  ...

Колики у новорожденных – как бороться?

News image

Долгожданный момент - роды и первые дни в роддоме позади, вы дома с младенцем и таким любимым новым членом семьи ...

На заметку "Маме и малышу" — после родов:

News image

Изменения в организме женщины после родов

Молочные железы Молочные железы состоят из желез, жировой и соединительной ткани. В каждой груди есть 15-20 желез. Именно в них ...

News image

Правильное питание кормящей матери

Некоторые думают, что кормящей матери нужно самой обильно питаться. Это неверно. Главное - питаться регулярно. А еда рекомендуется простая, особенно ...

News image

Восстановление менструального цикла после родов

Известно, что после родов организму женщины требуется некоторое время, что­бы те органы и системы, которые подверглись изме­нениям во время беременно­сти и родов, пришли в нор­му. ...

News image

Отлучение от груди

Рано или поздно в жизни мамы и малыша наступает момент, когда грудное вскармливание приходится завершать. Это может быть вызвано необходимостью ...

Для мамы на заметку

КОМПЛЕКС ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РЕБЕНКА В ВОЗРАСТЕ 9-12 МЕСЯЦЕВ

News image

1.  Отведение рук в стороны. 2.  Одновременное поднимание рук вверх. 3.  Отведение ног в стороны. 4.  Круговые движения стопами. 5.  Повороты ...

Что подарить девочке на 5 лет?

News image

На сегодняшний день, появляется все больше игр, способных заинтересовать даже самою избалованную девочку на планете. Развивающие, музыкальные, интерактивные, конструкторы и...

ДОЛОЙ РАСТЯЖКИ!

News image

Мы умеем приводить свой вес в норму, обретать прежние, или еще лучшие формы. Осталось только справиться с еще одним из ...

Угроза прерывания

News image

Угроза прерывания - один из самый частых диагнозов, который ставят беременным женщинам. Такой диагноз можно найти в обменной карте примерно ...

Ваш ребёнок день за днём вместе с онлайн-журналом BabyDays