Главная - Ребенок - Воспитание и развитие - Агрессивный ребенок: почему?
Агрессивный ребенок: почему?
Агрессивный ребенокНередко встречаются такие ситуации, когда агрессивность ребенка раннего возраста является частью протеста против действий взрослых, к чему-либо принуждающих его. Это чаще наблюдается у маленьких детей (1,5-2 года), растущих в семьях, где неопытные или слишком волевые родители переусердствовали в отношении тех или иных действий, которые они считают необходимыми, и настаивают на них, не учитывая индивидуальных и возрастных особенностей своего ребенка, его физического состояния, динамики развития и т. д.

 

Слишком раннее высаживание ребенка на холодный металлический горшок, обильное насильное кормление, несвоевременное укладывание спать, безжалостная борьба с вредными привычками (сосание пустышки, пальца, мастурбация и т. д.), надевание шерстяных вещей, раздражающих кожу малыша, - вот далеко не полный список причин, ведущих к появлению реакций протеста у детей. Этот протест может выражаться не только в крике и плаче, но и в сознательном осуществлении действий, противоположных тем, которых добивается взрослый. Ребенок начинает делать как бы назло, а взрослый нередко стремится переломить упорство ребенка усилением строгости и требовательности. Возникающий конфликт приобретает затяжной характер и может повлечь за собой в дальнейшем весьма неприятные последствия.

Описанные варианты поведения ребенка в раннем детстве еще нельзя рассматривать как агрессивность в чистом виде, это лишь отдельные ее проявления, которые наблюдаются у ребенка в припадке ярости или в качестве протеста.

В среднем и старшем дошкольном возрасте (5- б лет) агрессивное поведение уже может расцениваться как специфическая форма взаимоотношений ребенка о другими людьми (в первую очередь со сверстниками). Чаще всего именно в этот период появляются жалобы на драки, агрессивные действия ребенка по отношению к младшим братьям и сестрам, на попытки мучить животных.

Появление агрессивных тенденций в поведении ранее спокойного, доброжелательного ребенка всегда настораживает, особенно когда это совпадает с поступлением его в детское учреждение. Если же агрессивные действия в той или иной форме уже закрепились в поведении ребенка дома, то их развитие и перенос на более широкую арену - в группу детского сада - дает повод для обоснованной тревоги за его дальнейшее развитие как личности.

Максим Г. до 3,5 года рос дома с мамой и бабушкой. Подвижный, активный мальчик, общительный и доброжелательный, он никогда не вызывал особого беспокойства. В детский сад пошел охотно, легко перенес адаптационный период, был расположен к детям, все время пытался вступить с ними в игру. Однако из-за отсутствия у Максима опыта общения с детьми его попытки не приводили к успеху. Дети не принимали его в игру, смеялись над ним, отбирали игрушки. Он не только не владел навыками принятого в группе общения, но и не умел играть. Это делало его непривлекательным партнером в глазах других детей. В результате Максим, несмотря на достаточно высокий интеллект, хорошо развитую речь и доброжелательное отношение к детям, оказался в изоляции.

Через полгода мальчика нельзя было узнать. Он отнимал игрушки у других детей, разрушал их постройки, рвал чужие рисунки, дрался, кричал, прилагал все усилия, чтобы помешать игре. Слишком подвижный и невнимательный, он плохо вел себя на занятиях, баловался за столом, в спальне, разбрасывал свои вещи.

Изменилось и его поведение дома. Он стал больше капризничать, неохотно встречался с новыми людьми, у него нарушился сон. Все чаще стали наблюдаться припадки «буйства», когда возбужденный мальчик раскидывал, рвал, ломал попадающиеся ему под руку вещи. Рассердившись, он однажды нарочно наступил кошке на хвост, в другой раз бросился на бабушку, ударил ее по больной ноге каблуком. После таких приступов ярости Максим плакал, но никогда не просил прощения. Характер и поведение ребенка изменились настолько, что встал вопрос о том, чтобы забрать его из детского сада.

На этом примере видно, какую роль в поведении ребенка играют его социальные контакты со сверстниками. Подобные отклонения в поведении, вызванные изолированным положением ребенка в обществе сверстников, объясняются спецификой социальной направленности дошкольников: уже в 5-6 лет ребенок стремится к активному контакту с другими детьми и дорожит общением с ними, старается завоевать в группе определенное положение в соответствии со своими представлениями. Для разных детей это положение может быть различным: одни обоснованно претендуют на лидерство в группе, другие довольствуются тем, что их хотя бы не прогоняют, третьим достаточно случайных внеигровых контактов.

Популярность среди сверстников определяется многими факторами. В различные возрастные периоды решающее значение приобретают те или иные требования со стороны группы. Имеют значение интеллектуальный уровень, развитие речи, физическое развитие, ловкость, степень овладения различными видами деятельности. Среди дошкольников ценятся также и внешний вид, в частности красивая одежда, и общительность, и готовность делиться игрушками. Но доминирующее значение приобретает то, насколько овладел ребенок навыками игры, как он умеет организовать   совместную с другими детьми игровую деятельность, придумать сюжет, распределить роли, подобрать игрушки, вспомогательные материалы, заставить остальных следовать предложенному игровому замыслу. Эти и подобные факторы практически полностью определяют положение ребенка в группе сверстников. Если же ребенок по тем или иным причинам оказывается здесь несостоятельным, то его шансы занять в группе высокое положение равны нулю. А если у ребенка низок уровень развития не только игры, но и общения, то он рискует оказаться  «выброшенным» из коллектива вообще.

Коммуникативные навыки, умение общаться с людьми чрезвычайно важны для установления контакта с группой сверстников. Такие навыки социального поведения, как умение понять другого человека, сопоставить его стремление со своими планами и целями, способность представить чужие потребности, чувства, переживания, требуют достаточно богатого опыта общения. Если же малыш общается только с несколькими близкими взрослыми, то, как правило, он испытывает затруднения при переходе от этого узкого круга к целой компании детей в детском саду.

 


Читайте:


Ваш малыш:

Гигиена ребенка

News image

ГИГИЕНА ОДЕЖДЫ Хранение различных предметов, туалета ребенка: пеленок, подгузников, распашонок, теплых кофточек, простынок - весьма желательно раздельное. Замачивают грязные подгузники в ...

Стоит ли делать детям профилактические прививки?

News image

Очень часто родители спрашивают: стоит ли делать детям профилактические прививки? Не лучше ли предоставить малышу переболеть детскими инфекционными болезнями, такими, ...

На заметку "Маме и малышу" — после родов:

News image

Методы контрацепции в послеродовый период

Когда рождается малыш, женщина с головой погружается в приятные хлопоты о нем. Стоит ли в это время ей думать о ...

News image

Изменения в организме женщины после родов

Молочные железы Молочные железы состоят из желез, жировой и соединительной ткани. В каждой груди есть 15-20 желез. Именно в них ...

News image

Мало молока?

Вам кажется, что малыш не наедается? Возможно, успешному кормлению мешают обычные ...

News image

Отлучение от груди

Рано или поздно в жизни мамы и малыша наступает момент, когда грудное вскармливание приходится завершать. Это может быть вызвано необходимостью ...

Для мамы на заметку

РАЦИОНАЛЬНОЕ ПИТАНИЕ ВО ВРЕМЯ БЕРЕМЕННОСТИ

News image

Питание женщины во время беременности является одним из важнейших залогов нормального развития ребенка. До момента своего рождения все необходимые питательные ...

Гормональные контрацептивы и планирование беременности

News image

Врач, назначающий женщине оральные контрацептивы, должен хорошо знать эффективность препарата, его переносимость и возможные побочные эффекты. Одни патологические состояния могут ...

Что подарить девочке на 4 года?

News image

Четырехлетний возраст характеризуется достаточным взрослением маленькой девочки. В этом возрасте одним из лучших подарков будет кукла, ведь девочки так л...

Сонливость во время беременности: как бороться?

News image

Если вас одолевает сонливость в течение дня и у вас есть возможность поспать днем - не стоит себя в этом ...

Ваш ребёнок день за днём вместе с онлайн-журналом BabyDays