Главная - Ребенок - Воспитание и развитие - Что запрещать, чего требовать и чего ожидать от наших детей?
Что запрещать, чего требовать и чего ожидать от наших детей?
Что запрещатьНадо сказать, что одни родители задумываются над этими вопросами, другие нет. Они считают, что их право как родителей запрещать или разрешать, а ребенок обязан немедленно повиноваться и не рассуждать.

При этом характер запрещений всегда категоричен, нет попыток объяснить ребенку, почему именно нельзя. Требование подчиняться без рассуждений ведет или к появлению слепого повиновения (крайне редко), или к появлению реакции протеста, от упрямства до крайнего негативизма, когда все слова взрослого воспринимаются ребенком наоборот.

Единственное, чего не происходит в этих случаях, - умение разумно поступать в сложных и опасных ситуациях, находить выход из них, представлять возможные последствия своих поступков. А ведь именно в совместном размышлении, рассуждении о том, чего нельзя и почему, закладываются задатки умения «соображать, что делаешь», которое мы требуем от ребенка, очевидно предполагая, что он этому сам как-нибудь научится от наших воспитательных выкриков.

Итак, что следует запрещать ребенку и как?

Часть запретов связана с его безопасностью и безопасностью других людей, это так называемые безусловные запреты: нельзя лезть в огонь, в воду, трогать острые опасные предметы, брать в рот несъедобные вещи, высовываться в окно и т. д. Это «нельзя» срабатывает всегда. Есть условные запреты, которые в одних случаях являются истинно строгими, а в других нет. Например, нельзя шуметь и прыгать дома, где этим можно помешать другим людям или что-нибудь разбить, и в то же время такое поведение оправданно в лесу или в спортивном зале.

Всегда, когда вы что-то запрещаете ребенку, следует объяснить причину запрета и возможные последствия нежелательного поступка - это первое правило запрещения.

Еще более важно не запрещать категорически, то есть требовать от ребенка, чтобы он отказался от своего занятия, а пойти на компромисс и предложить ему другое, не менее интересное занятие. Причем не просто предложить, но и обязательно выполнить вместе с ним этот «приемлемый» вариант. Например, вам не нравится, что ребенок запихивает котенка в чайник. Скажите об этом малышу, возьмите котенка на руки, погладьте его, налейте ему молока, а в чайник налейте воду и полейте цветок, но делать это нужно вместе, чтобы у малыша не исчез интерес к новому занятию.

Замена нежелательного действия на приемлемое, избегание требований простого отказа от действий - второе правило запрещения.

Разумное ограничение количества запретов и предоставление ребенку возможности активно действовать и познавать мир - третье правило. Если малыш под вашим контролем «чуть не упал», «чуть не прищемил», «чуть не обжегся» (разумеется, в пределах безопасности), у него может сформироваться чувство самосохранения и осторожности, которое будет более эффективным, чем умение рефлекторно останавливаться в ответ на окрик: «Упадешь!»

И четвертое правило - запреты должны усваиваться ребенком постепенно и осознанно, потому взрослым надо терпеливо повторять и объяснять малышу то, чего делать нельзя, их требования должны быть согласованы, иначе ребенок растеряется и запутается в том, что, где, когда и при ком можно, а что нельзя.


Следует избегать также отвлеченно-обобщенных запретов типа: «Не смей больше быть таким плохим мальчиком!» («А каким?»), «Никогда больше не делай плохо, чтобы мне не приходилось тебя ругать!» («А как именно не делать?»). Такие запреты для детей непонятны.

Надо помнить, что часто наши запреты для детей бывают трудновыполнимы. Для нас кажется естественным заявить: «Ну-ка, кончай играть, собери все и ложись спать. Уже восемь часов» - или приказать: «Прощайся живо с девочкой, идем обедать!» Взрослых, занятых беседой, нам никогда не придет в голову разогнать так бесцеремонно. И уж, во всяком случае, мы обязательно извинимся перед ними, если будем вынуждены нарушить их планы в угоду нашим желаниям. А вот перед ребенком в подобной ситуации мы не извиняемся почти никогда.

Бесцеремонность, грубость, неуважительное отношение к ребенку проявляются в безосновательных и даже нелепых требованиях, которые нам кажутся естественными, а ребенку совершенно непонятны. «Чисти зубы сначала сверху вниз, а потом - поперек», «Положи мячик и играй с куклой», «Не водись с Левой, он плохой, а дружи с Гошей, он рядом живет», «Спи на правом боку», «Держи руки поверх одеяла», «Не смей запивать котлету компотом» и т. д.

Большей части подобных требований можно было бы избежать. И тогда не возникало бы у детей давящего, тяжелого чувства подспудного протеста против наших не всегда справедливых требований, а заодно и против справедливых, обязательных, общечеловеческих.

Скольких трудностей можно было бы избежать, если бы мы всегда помнили, что в любом конфликте с ребенком как минимум двое участников и что трудно не только нам с ним, но и ему с нами. Ведь он меньше, слабее и неопытнее.

 


Читайте:


Ваш малыш:

Прикорм ребенка

News image

После 4,5-5 месяцев жизни младенца грудное молоко матери, даже если его имеется в избытке, уже не покрывает полностью потребностей ребенка ...

Отсутствие аппетита у ребенка: как бороться?

News image

Врачам довольно часто приходится выслушивать жалобы родителей на отсутствие аппетита у ребенка. Причины отсутствия аппетита или его понижения могут быть ...

На заметку "Маме и малышу" — после родов:

News image

Восстановление менструального цикла после родов

Известно, что после родов организму женщины требуется некоторое время, что­бы те органы и системы, которые подверглись изме­нениям во время беременно­сти и родов, пришли в нор­му. ...

News image

Правильное питание кормящей матери

Некоторые думают, что кормящей матери нужно самой обильно питаться. Это неверно. Главное - питаться регулярно. А еда рекомендуется простая, особенно ...

News image

Искусственное и смешанное вскармливание

При недостатке или отсутствии грудного молока у матери лучшей пищей для ребенка первых месяцев жизни является донорское, то есть сцеженное ...

News image

Питание кормящей матери

Суточный пищевой рацион кормящей матери должен содержать 120-130 г белков, 120-130 г жира, 450- 500 г углеводов. В среднем это ...

Для мамы на заметку

Четвертый месяц беременности

News image

На четвертом месяце беременности у женщины может сохраняться чувство слабости, быстрая утомляемость. Токсикоз и повышенное мочеиспускание прекращаются. Молочные железы продолжают ...

Гимнастические упражнения для малыша

News image

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ РЕБЕНКА И ЗАКАЛИВАНИЕ Правильному развитию ребенка, укреплению его здоровья и повышению сопротивляемости организма болезням, хорошему состоянию нервной системы способствует ...

Упрямый ребенок. Что делать?

News image

Отношения с родителями у упрямых детей на всю жизнь омрачены их вынужденным подчиненным положением, лишены непосредственной эмоциональной близости. Дети страдают ...

«Плохое» поведение: откуда оно берется?

News image

Особенности семейного микроклимата во многом влияют на появление некоторых отклонений в поведении у ребенка, которые в дальнейшем могут стать ...

Ваш ребёнок день за днём вместе с онлайн-журналом BabyDays