Главная - Ребенок - Воспитание и развитие - Что запрещать, чего требовать и чего ожидать от наших детей?
Что запрещать, чего требовать и чего ожидать от наших детей?
Что запрещатьНадо сказать, что одни родители задумываются над этими вопросами, другие нет. Они считают, что их право как родителей запрещать или разрешать, а ребенок обязан немедленно повиноваться и не рассуждать.

При этом характер запрещений всегда категоричен, нет попыток объяснить ребенку, почему именно нельзя. Требование подчиняться без рассуждений ведет или к появлению слепого повиновения (крайне редко), или к появлению реакции протеста, от упрямства до крайнего негативизма, когда все слова взрослого воспринимаются ребенком наоборот.

Единственное, чего не происходит в этих случаях, - умение разумно поступать в сложных и опасных ситуациях, находить выход из них, представлять возможные последствия своих поступков. А ведь именно в совместном размышлении, рассуждении о том, чего нельзя и почему, закладываются задатки умения «соображать, что делаешь», которое мы требуем от ребенка, очевидно предполагая, что он этому сам как-нибудь научится от наших воспитательных выкриков.

Итак, что следует запрещать ребенку и как?

Часть запретов связана с его безопасностью и безопасностью других людей, это так называемые безусловные запреты: нельзя лезть в огонь, в воду, трогать острые опасные предметы, брать в рот несъедобные вещи, высовываться в окно и т. д. Это «нельзя» срабатывает всегда. Есть условные запреты, которые в одних случаях являются истинно строгими, а в других нет. Например, нельзя шуметь и прыгать дома, где этим можно помешать другим людям или что-нибудь разбить, и в то же время такое поведение оправданно в лесу или в спортивном зале.

Всегда, когда вы что-то запрещаете ребенку, следует объяснить причину запрета и возможные последствия нежелательного поступка - это первое правило запрещения.

Еще более важно не запрещать категорически, то есть требовать от ребенка, чтобы он отказался от своего занятия, а пойти на компромисс и предложить ему другое, не менее интересное занятие. Причем не просто предложить, но и обязательно выполнить вместе с ним этот «приемлемый» вариант. Например, вам не нравится, что ребенок запихивает котенка в чайник. Скажите об этом малышу, возьмите котенка на руки, погладьте его, налейте ему молока, а в чайник налейте воду и полейте цветок, но делать это нужно вместе, чтобы у малыша не исчез интерес к новому занятию.

Замена нежелательного действия на приемлемое, избегание требований простого отказа от действий - второе правило запрещения.

Разумное ограничение количества запретов и предоставление ребенку возможности активно действовать и познавать мир - третье правило. Если малыш под вашим контролем «чуть не упал», «чуть не прищемил», «чуть не обжегся» (разумеется, в пределах безопасности), у него может сформироваться чувство самосохранения и осторожности, которое будет более эффективным, чем умение рефлекторно останавливаться в ответ на окрик: «Упадешь!»

И четвертое правило - запреты должны усваиваться ребенком постепенно и осознанно, потому взрослым надо терпеливо повторять и объяснять малышу то, чего делать нельзя, их требования должны быть согласованы, иначе ребенок растеряется и запутается в том, что, где, когда и при ком можно, а что нельзя.


Следует избегать также отвлеченно-обобщенных запретов типа: «Не смей больше быть таким плохим мальчиком!» («А каким?»), «Никогда больше не делай плохо, чтобы мне не приходилось тебя ругать!» («А как именно не делать?»). Такие запреты для детей непонятны.

Надо помнить, что часто наши запреты для детей бывают трудновыполнимы. Для нас кажется естественным заявить: «Ну-ка, кончай играть, собери все и ложись спать. Уже восемь часов» - или приказать: «Прощайся живо с девочкой, идем обедать!» Взрослых, занятых беседой, нам никогда не придет в голову разогнать так бесцеремонно. И уж, во всяком случае, мы обязательно извинимся перед ними, если будем вынуждены нарушить их планы в угоду нашим желаниям. А вот перед ребенком в подобной ситуации мы не извиняемся почти никогда.

Бесцеремонность, грубость, неуважительное отношение к ребенку проявляются в безосновательных и даже нелепых требованиях, которые нам кажутся естественными, а ребенку совершенно непонятны. «Чисти зубы сначала сверху вниз, а потом - поперек», «Положи мячик и играй с куклой», «Не водись с Левой, он плохой, а дружи с Гошей, он рядом живет», «Спи на правом боку», «Держи руки поверх одеяла», «Не смей запивать котлету компотом» и т. д.

Большей части подобных требований можно было бы избежать. И тогда не возникало бы у детей давящего, тяжелого чувства подспудного протеста против наших не всегда справедливых требований, а заодно и против справедливых, обязательных, общечеловеческих.

Скольких трудностей можно было бы избежать, если бы мы всегда помнили, что в любом конфликте с ребенком как минимум двое участников и что трудно не только нам с ним, но и ему с нами. Ведь он меньше, слабее и неопытнее.

 


Читайте:


Ваш малыш:

Питание детей: основные правила

News image

В детском питании есть свои особенности и свои подводные камни. Одно из основных отличий связано с ростом детского организма. Соответственно, ...

Первые дни малыша

News image

Когда у мамы на руках находится ее новорожденный малыш, она порой даже не задумывается о том, какие изменения происходят в ...

На заметку "Маме и малышу" — после родов:

News image

Искусственное и смешанное вскармливание

При недостатке или отсутствии грудного молока у матери лучшей пищей для ребенка первых месяцев жизни является донорское, то есть сцеженное ...

News image

ДОЛОЙ РАСТЯЖКИ!

Мы умеем приводить свой вес в норму, обретать прежние, или еще лучшие формы. Осталось только справиться с еще одним из ...

News image

Методы контрацепции в послеродовый период

Когда рождается малыш, женщина с головой погружается в приятные хлопоты о нем. Стоит ли в это время ей думать о ...

News image

Изменения в организме женщины после родов

Молочные железы Молочные железы состоят из желез, жировой и соединительной ткани. В каждой груди есть 15-20 желез. Именно в них ...

Для мамы на заметку

Язвенная болезнь желудка у детей

News image

Язвенная болезнь желудка или двенадцатиперстной кишки у детей развивается обычно на фоне хронического гастрита или гастродуоденита, если процесс распространяется и ...

Осторожно: что у ребенка во рту!

News image

Дети – цветы жизни. Главное, чтобы наши цветочки никогда не болели, всегда цвели и радовали нас. Вы знаете, что ...

Навыки ухода за новорожденным ребенком

News image

Пеленание новорожденного ребенка Пеленать ребенка приходится по нескольку раз в день и обязательно перед каждым кормлением. Важно, чтобы ничто не стесняло ...

Несчастные случаи: инородное тело в дыхательных путях, носу, ухе…

News image

Очень опасно попадание при глубоком вдохе мелких предметов в дыхательные пути ребенка, так как они могут застрять на любом уровне ...

Ваш ребёнок день за днём вместе с онлайн-журналом BabyDays