Главная - Ребенок - Воспитание и развитие - Идем в школу: психологический аспект
Идем в школу: психологический аспект
Идем в школуСемья - это самое спокойное и надежное место для ребенка, это его дом, его крепость. Здесь он чувствует себя защищенным, здесь его понимают, любят. И если в доме все благополучно, то человек всегда, а не только в детстве, будет возвращаться сюда с радостью.

 

Поступление в школу и обучение в младших    классах - последний    этап детства    и первая    ступень к взрослой жизни,  которую  не  минует ни один  ребенок. Даже те, кто не ходили в ясли и детские сады, обязательно попадают в  школу.   Воспоминания о ней сохраняются надолго, а приобретенный в школе   жизненный опыт во  многом  определяет дальнейшее развитие личности человека.

В  школе у  ребенка     формируется  отношение к своим обязанностям   (пока - учебным, позже - профессиональным), к окружающим людям  (пока - одноклассникам, затем - коллегам по работе), к начальству (сейчас - учителю, потом - любому другому). Ребенок   в    школе   постепенно приобретает некое «социальное лицо», которое во многом скрывает его индивидуальность,    которое,    частично изменяясь, станет определять положение его в обществе, где отношение к нему будет не близкое, эмоциональное, а определяемое формальными требованиями.

Начало обучения в школе - этап огромнейшей значимости. Ребенок в 6-7 лет, считавший себя уже вполне большим, занимаемый «уважаемое» положение в детском саду (старшая или подготовительная группа), умеющий играть во что угодно, получающий «престижные» роли в играх во дворе среди «дошколят», - и вдруг опять самый младший. Оказывается, надо еще очень многому учиться. Причем не понарошку, как в игре, или почти без усилий, как на занятиях в детском саду, а всерьез. Ребенок знает, что ему придется учиться, но его представления о школе достаточно поверхностны. В основном они базируются на рассказах взрослых, а также на том, что он видел в кино или по телевизору.

Для того чтобы ребенок не разочаровался в школе в первые же дни учебы, необходимо правильно его сориентировать. Желательно, например, чтобы фильмы из жизни школьников вы смотрели вместе и по ходу дела объясняли ему не всегда понятные реалии школьной жизни. Аналогично следует поступать и при чтении книг на эту тему. Неплохо, если вы вспомните какой-то случай из собственной школьной жизни. Но не забывайте, что многое теперь в школе изменилось. Старайтесь не задавать ребенку жестких образцов в поведении, не создавайте заранее незыблемых представлений о том, что ожидает его там.

Иногда взрослые, желая укрепить у ребенка стремление учиться, раскрашивают картину его пребывания в школе в голубые и розовые тона: «Там много детишек, мальчиков и девочек, все очень хорошие и веселые, дружат между собой, всегда друг другу помогают, никто никогда не дерется, на уроках сидят смирно, учатся только на «отлично» и очень любят свою учительницу...» Такая информация о школе может принести больше вреда, чем пользы. Столкнувшись с реальной школьной жизнью, ребенок неизбежно разочаруется в ней. Из-за несоответствия ожидаемого и существующего у него может возникнуть чувство растерянности и даже обиды. Если это происходит сразу, в первые дни учебы, то есть вероятность, что стойкое отвращение и страх перед школой останутся у ребенка надолго.

Вова ждал школу с нетерпением. Он уже давно умел читать, считать, хорошо говорил, знал наизусть много стихов и был уверен, что будет отличником. Он ожидал от школы многого: друзей (в сад он не ходил), веселых, шумных игр на перемене, прогулок после школы с новым школьным другом, похвал доброй, улыбающейся учительницы, которая ставит его, Вову, всем в пример... Ожидания не оправдались. На школьном дворе среди других растерянных первоклашек Воза бросался то к одному, то к другому мальчику, заглядывал в глаза, предлагал дружить. Но не получил ответа. На уроке он расстроился из-за того, что его посадили не с мальчиком, а с девочкой, озирался в поисках «будущего друга», не слушал учительницу.   В   конце   концов   ему   удалось отыскать того   мальчика,  с которым он пытался познакомиться на школьном дворе. Он написал ему записку печатными буквами: «Давай дружить». Встал и пошел через класс, чтобы отдать. Естественно, следующие 15 минут урока были посвящены Вове. На его примере учительница объясняла, как не надо себя вести, стыдила его, прочла вслух записку и долго еще объясняла, что в школу ходят не дружить, а учиться. А после урока ребята дразнили его, показывали на него пальцем, смеялись. Уже 2 сентября опухший от рыданий Вова в школу шел, как на эшафот, хотя скоро о прискорбном случае все забыли, он сам помнил и затаил глухую злобу по отношению ко всему, связанному со школой. Он замкнулся, не пытался больше ни с кем подружиться, до того стеснялся, что отказывался отвечать или отвечал еле слышно. В результате к концу первого класса заработал репутацию весьма слабого ученика. А поскольку дома его за это ругали, а сам он был всегда о себе более высокого мнения, то просто перестал делать уроки, придавать какое-либо значение учебе и целые дни проводил в игре со своей собакой - настоящим «верным другом».

На этом примере мы отчетливо видим, к чему привела неправильная ориентация мальчика, сформировавшаяся под влиянием рассказов бабушки и мамы о том, как хорошо в школе, какие там чудесные дети и т. д. Поскольку Вова не ходил в детский сад, не имел достаточного опыта общения со сверстниками, но очень стремился к нему, мечтал о друге, то именно этот аспект школьной жизни манил его больше всего и представлял максимальную ценность. Именно поэтому он и попал впросак: неудача в попытке завести друга оказалась наиболее значимой и определила его негативное отношение к школе в целом. Никакой бы трагедии не было и в этом, ведь многие дети уже через несколько месяцев учебы относятся к школе, мягко говоря, без восторга, но у Вовы «крушение иллюзий» произошло слишком резко, в первый же день, и он не смог этого выдержать.


Для ребенка, поступающего в школу, часто бывает привлекательна лишь внешняя сторона школьной жизни, о которой мы, взрослые, почти не думаем. Мама и папа, отдавая ребенка в школу, обеспокоены в первую очередь тем, как он будет учиться, хорошо ли читает, умеет ли считать, как рисует, аккуратен ли, то есть содержательной стороной учебной деятельности. И не все родители понимают, что для первоклашки, особенно для шестилетки, большее значение имеют такие второстепенные с точки зрения взрослого, факторы, как возможность носить форму, портфель, то, как завернуты учебники, какого цвета пенал, есть ли красивый ластик или точилка и т. д. Для ребенка в первые дни, а иногда и месяцы обучения перемены представляют гораздо больший интерес, чем уроки, а занятия в группе продленного дня, где он играет с товарищами, более привлекательны, чем занятия утром в классе.

В связи с этим становятся понятными такие зачастую удивляющие взрослого случаи, когда хороший, разумный мальчик вдруг проявляет полнейшее равнодушие к случайной двойке по математике, но гордится тем, что похвалили его постройку из конструктора на уроке труда. На математике ему было скучно, он не старался выполнить задание, соответственно и бурной эмоциональной реакции на неуспех не возникло. В то же время лодку из конструктора он мастерил с воодушевлением, был поглощен этой деятельностью и потому обрадовался, когда его похвалили, поставили ему хорошую оценку.

 


Читайте:


Ваш малыш:

Козье молоко для новорожденных

News image

Питание новорожденных Материнское молоко является единственным безупречно приспособленным к потребностям новорожденного ребёнка продуктом. Помимо стерильности и идеальной температуры, материнское молоко подстраивается ...

Как выбрать подгузники?

News image

Одноразовые подгузники сейчас настолько популярны, порой даже кажется, что они были всю жизнь. Многие мамы уже не представляют себе жизнь ...

На заметку "Маме и малышу" — после родов:

News image

Правильное питание кормящей матери

Некоторые думают, что кормящей матери нужно самой обильно питаться. Это неверно. Главное - питаться регулярно. А еда рекомендуется простая, особенно ...

News image

ДОЛОЙ РАСТЯЖКИ!

Мы умеем приводить свой вес в норму, обретать прежние, или еще лучшие формы. Осталось только справиться с еще одним из ...

News image

Отлучение от груди

Рано или поздно в жизни мамы и малыша наступает момент, когда грудное вскармливание приходится завершать. Это может быть вызвано необходимостью ...

News image

Примерный рацион питания (меню) для кормящей матери

1-й день 1-й завтрак. Сельдь с картофелем. Салат из сезонных овощей: из салатного растения со сметаной и сахаром; из свежей капусты ...

Для мамы на заметку

Ветряная оспа

News image

Ветряная оспа относится к высоко заразным инфекциям (вирус передается воздушным путем). При этом заболевании на коже появляется многоформная сыпь в ...

Питание беременных: Витамины и минералы

News image

Чтобы получать достаточное количество витаминов и минералов, нужно есть сырые овощи, ягоды и ...

Рахит у детей

News image

Рахит развивается у ребенка раннего возраста как следствие недостатка в организме витамина D. Запас этого витамина при рождении невелик, особенно ...

Игры с ребенком: от 9 до 12 месяцев

News image

КУ-КУ, ГДЕ КУКЛА? Вам понадобятся кукла и прозрачный платок. Играйте на полу, предварительно убедившись, что для игры достаточно места. Пойте, выполняя движения, ...

Ваш ребёнок день за днём вместе с онлайн-журналом BabyDays