Главная - Ребенок - Воспитание и развитие - Как помогать ребенку в учебе?
Как помогать ребенку в учебе?
Как помогать ребенку в учебеДля того чтобы помочь ребенку в новой и сложной для него деятельности - учебе, мы должны понять, чего именно мы хотим достичь, к чему стремимся и зачем. Если мы думаем, что уметь учиться - это значит получать одни пятерки, мы подменяем понятия и стремимся к результату, минуя процесс.

 

Если мы считаем, что уметь учиться - это не шалить и слушаться учительницу, мы обращаем внимание на внешнюю сторону процесса обучения, точнее, на умение вести себя на уроке. Прежде всего следует понять, как ребенок относится к учебе, что составляет сущность этого процесса для него, нащупать нужные пути и помочь ему сделать первые шаги. Дальше он сможет это делать сам, но сориентировать его должны мы.


Для начала надо уяснить, что цель - это не оценка, а овладение знаниями и умениями, которых пока у ребенка нет. Многие дети знают, что их задача заключается именно в этом, а если кому-то это и в голову не приходило, тогда им надо объяснить. Ребенок должен самостоятельно или с вашей помощью установить, что он умеет, а что еще нет.


Кроме того, он должен осознать, что тому, чего он не знает и не умеет, он может научиться, и что для этого потребуются некоторые усилия. При этом ему на помощь могут   прийти мама, учитель, учебник, книги.


Важно только, чтобы ребенок не стеснялся признаться в своих трудностях ни родителям, ни учителю. Если ребенок не понял вопрос, не уловил разъяснение или не расслышал, крайне необходимо, чтобы он умел без излишних переживаний переспросить учителя. Ребенок должен усвоить, что учителя в школе в первую очередь для того, чтобы учить.


Необходимо также, чтобы ребенок умел применять полученные знания. Решая задачу, ребенок должен всегда искать причину возникающих трудностей (если таковые встречаются) и представлять, хватит ли ему имеющихся знаний или он нуждается в новых.


И если нуждается, он должен пытаться активно их добыть (задавая вопросы учителю, родителям, а позднее - копаясь в книгах). Самое главное, чтобы он был рад полученному результату, решенной задаче, усвоенному знанию или умению. И поддержать его в этой радости, научить его этому можете только вы, родители. Не бойтесь переборщить: ликуйте и веселитесь, ведь эмоциональная положительная реакция гораздо важнее для первоклассника, чем хорошая оценка.


Если появились плохие оценки и ребенок не может сам с ними справиться, поскольку не обладает еще ни познавательными потребностями, ни умением учиться, вы можете ему помочь, соблюдая несколько простых правил.


Первое. He старайтесь его особенно ругать, стыдить и наказывать: плохая оценка уже и так воспринята им как наказание.

Второе. Выясните, за что именно поставлена не удовлетворяющая вас и ребенка оценка (двойка, тройка, а для кого-то и четверка), чтобы было ясно, над чем работать. Ведь ребенок порой не в силах самостоятельно понять, что в его работе не понравилось учителю больше - почерк, ошибки, то, что вертелся, то, что писал на листочке, а не в тетради,  а  может  быть,  что-то  еще. А учитель часто этого тоже не объясняет.

Третье. Проанализируйте ошибки, не унижая ребенка. Это значит, что нельзя допускать осуждения ребенка как личности («Ну ты и лопух! Здесь же надо «о», а у тебя «а»!» или «Ничего ты не умеешь, вечно у тебя грязь получается!»). На ошибки надо указывать сдержанно: «Вот эти две буквы кривые, а палочка у нас вообще сползла со строчки. Зато у тебя хорошо получаются кружочки - очень ровные».

Четвертое. Хвалите ребенка, когда у него получилось то, что раньше ему не давалось. При этом, если вы уверены, что ребенок старался, стремился к тому, чтобы научиться, но принес вместо двойки не портфель пятерок, а всего лишь троечку, умейте обрадоваться и ей, ободрите ребенка.

Пятое. Хвалите ребенка за всякий успех в работе. Не упускайте того, что вам всегда казалось мелочами: почерк, аккуратность, старательность, последовательность действий, даже если в целом задание выполнено не совсем удачно. Лишь после похвалы переходите к разбору неудач и сразу намечайте, как можно их исправить или избежать.

Шестое. Ставьте перед ребенком доступные цели и учите его самого контролировать, достиг он их или нет. Не настаивайте, чтобы он решил правильно 10 дополнительных примеров без исправлений, да еще написал их хорошим почерком.


Подобные меры если и не приведут к немедленному исчезновению из тетрадок двоек или троек, то, по крайней мере, облегчат возможность справиться и с эмоциональными, и с чисто учебными трудностями. А это, в свою очередь, позволит предупредить появление «мировоззрения двоечника» (оно может быть любым - от «Я такой, у меня никогда ничего не получается и не получится, и лучше не пробовать» до «Все против меня, ну и пусть, очень мне это нужно»). Привычка к неудаче (ибо двойка всегда неудача) ведет к искажению развития личности и появлению множества разнообразных трудностей, омрачающих жизнь всей семьи на протяжении долгих школьных лет.

 


Читайте:


Ваш малыш:

Режим дня ребенка в возрасте 3-4 месяцев

News image

Кормление - 6 ч, 9.30 ч, 13 ч, 16.30 ч, 20 ч Бодрствование - 6.15-7.30, 9.45-11.00 , 13.45-14.30, 16.45-18.00, 20.15-21.00 Сон - ...

Крещение ребенка что нужно?

News image

Что необходимо знать родителям, которые решили окрестить ребенка? Для людей, которые верят во Всевышнего, обряд крещения – это второе по счету ...

На заметку "Маме и малышу" — после родов:

News image

Восстановление менструального цикла после родов

Известно, что после родов организму женщины требуется некоторое время, что­бы те органы и системы, которые подверглись изме­нениям во время беременно­сти и родов, пришли в нор­му. ...

News image

Питание кормящей матери

Суточный пищевой рацион кормящей матери должен содержать 120-130 г белков, 120-130 г жира, 450- 500 г углеводов. В среднем это ...

News image

Мало молока?

Вам кажется, что малыш не наедается? Возможно, успешному кормлению мешают обычные ...

News image

Методы контрацепции в послеродовый период

Когда рождается малыш, женщина с головой погружается в приятные хлопоты о нем. Стоит ли в это время ей думать о ...

Для мамы на заметку

Несчастные случаи: инородное тело в дыхательных путях, носу, ухе…

News image

Очень опасно попадание при глубоком вдохе мелких предметов в дыхательные пути ребенка, так как они могут застрять на любом уровне ...

Водные процедуры для новорожденного ребенка

News image

При закаливании водными процедурами применяют обтирание, обливание и купание. Обтирание тельца ребенка, проводят фланелевой варежкой или губкой, смоченной в соленой ...

Семейный климат и ребенок

News image

Есть семьи, где детей вроде бы и любят, и внимательны к ним, но воспитывают их очень строго, ориентируясь не на ...

Стоит ли делать детям профилактические прививки?

News image

Очень часто родители спрашивают: стоит ли делать детям профилактические прививки? Не лучше ли предоставить малышу переболеть детскими инфекционными болезнями, такими, ...

Ваш ребёнок день за днём вместе с онлайн-журналом BabyDays