Главная - Ребенок - Воспитание и развитие - Как помогать ребенку в учебе?
Как помогать ребенку в учебе?
Как помогать ребенку в учебеДля того чтобы помочь ребенку в новой и сложной для него деятельности - учебе, мы должны понять, чего именно мы хотим достичь, к чему стремимся и зачем. Если мы думаем, что уметь учиться - это значит получать одни пятерки, мы подменяем понятия и стремимся к результату, минуя процесс.

 

Если мы считаем, что уметь учиться - это не шалить и слушаться учительницу, мы обращаем внимание на внешнюю сторону процесса обучения, точнее, на умение вести себя на уроке. Прежде всего следует понять, как ребенок относится к учебе, что составляет сущность этого процесса для него, нащупать нужные пути и помочь ему сделать первые шаги. Дальше он сможет это делать сам, но сориентировать его должны мы.


Для начала надо уяснить, что цель - это не оценка, а овладение знаниями и умениями, которых пока у ребенка нет. Многие дети знают, что их задача заключается именно в этом, а если кому-то это и в голову не приходило, тогда им надо объяснить. Ребенок должен самостоятельно или с вашей помощью установить, что он умеет, а что еще нет.


Кроме того, он должен осознать, что тому, чего он не знает и не умеет, он может научиться, и что для этого потребуются некоторые усилия. При этом ему на помощь могут   прийти мама, учитель, учебник, книги.


Важно только, чтобы ребенок не стеснялся признаться в своих трудностях ни родителям, ни учителю. Если ребенок не понял вопрос, не уловил разъяснение или не расслышал, крайне необходимо, чтобы он умел без излишних переживаний переспросить учителя. Ребенок должен усвоить, что учителя в школе в первую очередь для того, чтобы учить.


Необходимо также, чтобы ребенок умел применять полученные знания. Решая задачу, ребенок должен всегда искать причину возникающих трудностей (если таковые встречаются) и представлять, хватит ли ему имеющихся знаний или он нуждается в новых.


И если нуждается, он должен пытаться активно их добыть (задавая вопросы учителю, родителям, а позднее - копаясь в книгах). Самое главное, чтобы он был рад полученному результату, решенной задаче, усвоенному знанию или умению. И поддержать его в этой радости, научить его этому можете только вы, родители. Не бойтесь переборщить: ликуйте и веселитесь, ведь эмоциональная положительная реакция гораздо важнее для первоклассника, чем хорошая оценка.


Если появились плохие оценки и ребенок не может сам с ними справиться, поскольку не обладает еще ни познавательными потребностями, ни умением учиться, вы можете ему помочь, соблюдая несколько простых правил.


Первое. He старайтесь его особенно ругать, стыдить и наказывать: плохая оценка уже и так воспринята им как наказание.

Второе. Выясните, за что именно поставлена не удовлетворяющая вас и ребенка оценка (двойка, тройка, а для кого-то и четверка), чтобы было ясно, над чем работать. Ведь ребенок порой не в силах самостоятельно понять, что в его работе не понравилось учителю больше - почерк, ошибки, то, что вертелся, то, что писал на листочке, а не в тетради,  а  может  быть,  что-то  еще. А учитель часто этого тоже не объясняет.

Третье. Проанализируйте ошибки, не унижая ребенка. Это значит, что нельзя допускать осуждения ребенка как личности («Ну ты и лопух! Здесь же надо «о», а у тебя «а»!» или «Ничего ты не умеешь, вечно у тебя грязь получается!»). На ошибки надо указывать сдержанно: «Вот эти две буквы кривые, а палочка у нас вообще сползла со строчки. Зато у тебя хорошо получаются кружочки - очень ровные».

Четвертое. Хвалите ребенка, когда у него получилось то, что раньше ему не давалось. При этом, если вы уверены, что ребенок старался, стремился к тому, чтобы научиться, но принес вместо двойки не портфель пятерок, а всего лишь троечку, умейте обрадоваться и ей, ободрите ребенка.

Пятое. Хвалите ребенка за всякий успех в работе. Не упускайте того, что вам всегда казалось мелочами: почерк, аккуратность, старательность, последовательность действий, даже если в целом задание выполнено не совсем удачно. Лишь после похвалы переходите к разбору неудач и сразу намечайте, как можно их исправить или избежать.

Шестое. Ставьте перед ребенком доступные цели и учите его самого контролировать, достиг он их или нет. Не настаивайте, чтобы он решил правильно 10 дополнительных примеров без исправлений, да еще написал их хорошим почерком.


Подобные меры если и не приведут к немедленному исчезновению из тетрадок двоек или троек, то, по крайней мере, облегчат возможность справиться и с эмоциональными, и с чисто учебными трудностями. А это, в свою очередь, позволит предупредить появление «мировоззрения двоечника» (оно может быть любым - от «Я такой, у меня никогда ничего не получается и не получится, и лучше не пробовать» до «Все против меня, ну и пусть, очень мне это нужно»). Привычка к неудаче (ибо двойка всегда неудача) ведет к искажению развития личности и появлению множества разнообразных трудностей, омрачающих жизнь всей семьи на протяжении долгих школьных лет.

 


Читайте:


Ваш малыш:

Игры с ребенком: от 3 до 6 месяцев

News image

ИГРА С ШАРФИКОМ Повяжите яркий шарф так, чтобы его концы свисали вам на грудь. Лягте на спину, подложив под голову подушку, ...

Количество пищи, необходимое ребенку

News image

Как его определить? Существует несколько способов. Самый простой - объемный, при котором учитывается возраст ребенка и его вес, если они ...

На заметку "Маме и малышу" — после родов:

News image

Отлучение от груди

Рано или поздно в жизни мамы и малыша наступает момент, когда грудное вскармливание приходится завершать. Это может быть вызвано необходимостью ...

News image

Восстановление после кесарева сечения

Восстановление после операции во многом зависит и от вашего возраста, телосложения и даже условий, при которых у вас была операция. Поэтому время восстановления варьируется у разных ...

News image

Восстановление менструального цикла после родов

Известно, что после родов организму женщины требуется некоторое время, что­бы те органы и системы, которые подверглись изме­нениям во время беременно­сти и родов, пришли в нор­му. ...

News image

Питание кормящей матери

Суточный пищевой рацион кормящей матери должен содержать 120-130 г белков, 120-130 г жира, 450- 500 г углеводов. В среднем это ...

Для мамы на заметку

Гигиенический уход за новорожденным

News image

Безусловно, все, что описано ниже не является исчерпывающей информацией по данному вопросу (этот вопрос сугубо индивидуальный для каждого конкретного малыша), ...

Беременность после аборта

News image

Известно, что искусственное прерывание беременности (аборт) всегда сказывается на репродуктивном здоровье женщины. Не случайно врачи уделяют повышенное внимание будущим мамам, ...

Медицинское наблюдение ребенка на первом году жизни

News image

В первые месяцы жизни малыша у мамы и папы возникает много вопросов. Как правильно кормить ребенка, прикладывать к груди, обрабатывать ...

Питание во время беременности

News image

При нормальном течении беременности принимать пищу нужно 4 - 5 раз в день, лучше в одно и то же ...

Ваш ребёнок день за днём вместе с онлайн-журналом BabyDays