Главная - Ребенок - Воспитание и развитие - Ранимый и застенчивый ребенок
Ранимый и застенчивый ребенок
8Застенчивый и ранимый ребенок не умеет и не решается вступать в контакты с другими, и в  особенности малознакомыми и незнакомыми людьми. Даже среди хорошо знакомых он теряется, с трудом отвечает на вопросы взрослых (за исключением близких родственников, к которым он, как правило, бывает очень привязан).

В детском учреждении такой ребенок адаптируется крайне медленно, с большим трудом. Он не может задать воспитателю вопрос, даже самый необходимый, стесняется попроситься в туалет и т. п. Вследствие этого он попадает впросак чаще, чем другие дети.

Не поняв задания воспитателя, такой ребенок не решается переспросить и в то же время боится не выполнить то, что требуется, в результате выполняет задание настолько неправильно, что вызывает недоумение и смех детей и недовольство воспитателя. На занятиях его трудно заставить отвечать на вопросы, а если это все-таки удается, то он говорит тихо и невнятно, обычно кратко. Выступления на празднике, на спортивном соревновании превращаются для него в настоящую муку. Любая ситуация, где ребенок должен сам что-то сказать или сделать на виду у публики, предполагающая оценку его действий другими людьми (воспитателем, сверстниками) или включающая элементы соревновательности (кто лучше нарисует, кто быстрее добежит, кто дальше прыгнет, кто точнее бросит и т. п.), полностью парализует его и так ограниченные возможности. Неуверенность в себе, в собственных силах, в правильности своих действий, боязнь не понравиться зрителям делают такого ребенка совершенно беспомощным.

Внешние проявления    застенчивости    настолько типичны, что сразу бросаются в глаза. Как правило, застенчивые дети очень скованны в движениях, при общении со взрослыми принимают вынужденную напряженную позу,  сутулятся,  нагибают голову, теребят руки или одежду, трогают волосы или лицо. В подавляющем большинстве случаев они избегают   встречаться с собеседником глазами, а если встречаются - сразу отводят их, краснеют, отворачиваются. В группе других детей стараются спрятаться за чужие спины или, по крайней мере, скрыть свое лицо. Основное их стремление - не привлечь внимания к себе, быть незаметными, находиться в стороне.

Беззащитность таких детей - прямой результат их ранимости, впечатлительности и отсутствия необходимых навыков общения. Их чувство неуверенности в себе и своих действиях связано, кроме того, с повышенной чувствительностью к оценкам любого рода (осуждениям и поощрениям, порицаниям и похвалам), а также насмешкам. Недостаточный опыт общения не позволяет ребенку разобраться в причинах того или иного отношения к себе со стороны других людей. Проще говоря, он не знает, почему он  нравится  или  не нравится, а привычно обобщает свой жизненный опыт: «У меня все равно ничего не выйдет, и все будут смеяться».

Важной особенностью застенчивых детей является склонность к внутреннему способу выражения эмоций, сдержанность в их внешних проявлениях. Такие дети почти никогда громко не смеются и не плачут, в страхе не кидаются прочь (например, от собаки), а, оцепенев, остаются на месте. Даже их редкие шалости отличаются робостью и наивностью, они не шумят, не прыгают, редко делают что-либо недозволенное.

Застенчивые дети больше чувствуют и понимают, чем могут выразить, больше накапливают информации, знаний и умений, чем используют в реальной жизни. В связи с тем что дети подобного склада очень ранимы, к ним следует относиться особенно мягко. Повышение голоса, крик, понукание, одергивание, частые запреты, порицания и наказания вызывают противоположную реакцию: ведут к заторможенности, повторению неправильных действий. Постоянное употребление таких «средств воспитания», будь то в детском саду или дома, может привести к появлению у ребенка невротических расстройств.

 

 


Читайте:


Ваш малыш:

Стоит ли делать детям профилактические прививки?

News image

Очень часто родители спрашивают: стоит ли делать детям профилактические прививки? Не лучше ли предоставить малышу переболеть детскими инфекционными болезнями, такими, ...

Витамины и их значение в питании ребенка

News image

Огромную роль в питании ребенка играют витамины. Они принимают активное участие во всех процессах   жизнедеятельности   организма малыша. Витамин А способствует ...

На заметку "Маме и малышу" — после родов:

News image

Восстановление менструального цикла после родов

Известно, что после родов организму женщины требуется некоторое время, что­бы те органы и системы, которые подверглись изме­нениям во время беременно­сти и родов, пришли в нор­му. ...

News image

Отлучение от груди

Рано или поздно в жизни мамы и малыша наступает момент, когда грудное вскармливание приходится завершать. Это может быть вызвано необходимостью ...

News image

Искусственное и смешанное вскармливание

При недостатке или отсутствии грудного молока у матери лучшей пищей для ребенка первых месяцев жизни является донорское, то есть сцеженное ...

News image

Правильное питание кормящей матери

Некоторые думают, что кормящей матери нужно самой обильно питаться. Это неверно. Главное - питаться регулярно. А еда рекомендуется простая, особенно ...

Для мамы на заметку

Что подарить девочке на 6 лет?

News image

Шестилетний возраст для девочек, это что-то новое, не познанное и интересное. К выбору подарка нужно подходить тщательно и ответственно, а ...

Вам мальчика или девочку?

News image

Некоторые родители мечтают, чтобы новый член семьи был непременно мальчиком или непременно девочкой. Можно ли как-то повлиять на пол ...

Режим дня ребенка в возрасте 3-4 месяцев

News image

Кормление - 6 ч, 9.30 ч, 13 ч, 16.30 ч, 20 ч Бодрствование - 6.15-7.30, 9.45-11.00 , 13.45-14.30, 16.45-18.00, 20.15-21.00 Сон - ...

Рахит у детей

News image

Рахит развивается у ребенка раннего возраста как следствие недостатка в организме витамина D. Запас этого витамина при рождении невелик, особенно ...

Ваш ребёнок день за днём вместе с онлайн-журналом BabyDays