Главная - Ребенок - Воспитание и развитие - Учим малыша дисциплине и порядку
Учим малыша дисциплине и порядку

Учим малыша дисциплине и порядкуНи для кого не секрет, что к порядку и дисциплине  необходимо приучать ребенка с рождения. Да-да - прямо с пеленок!

Иначе вы упустите время, и у малыша сформируются свои представления о том, что есть хорошо и плохо (удобно и неудобно), и вы ничего не сможете с этим поделать.

Разумеется, воспитание должно быть последовательным, а знакомство с режимом, культурой общения, гигиеной, поведением за столом должно быть постепенным. Если малыш с самых ногтей привык к тому, что у него есть свое особое расписание, именуемое режимом, и ежедневные ритуалы (утренний туалет, время на сон, еду и игры), взрослея, ему будет совсем не сложно воспринимать информацию о других правилах поведения, которые для каждого случая свои.

Воспитываем с рождения

Основными навыками, которыми малыш должен овладеть до своего первого дня рождения, являются: навыки гигиены (мыть руки перед едой, умываться после нее, а во время еды вытирать лицо салфеткой) и режима еды (еда - это такое же важное занятие, как игра и сон, поэтому они должны быть разграничены по времени). Для того чтобы у ребенка был хороший аппетит, его следует кормить только в определенное время. Как только вы начали давать малышу прикорм, следите за соблюдением элементарных правил поведения за столом: мойте перед едой малышу руки, демонстративно протирайте его столик, готовьте приборы, красиво их раскладывая, и, конечно, проговаривайте малышу свои действия: «Сейчас мы будем есть кашку, положим ее в тарелочку, приготовим ложечку, нагрудник, салфеточку». Ребенок должен есть в тишине, ничто не должно отвлекать его от ощущения вкуса еды.

Если ваш кроха слишком медлительный, не торопите и не подгоняйте его. Пусть он поест в своем темпе, как ему больше нравится, но не растягивайте при этом трапезу больше чем на 20-25 минут. Если малыш шалит, разбрасывает приборы, салфетки, смеется, отвлекается, делайте ему замечания. Но когда вы видите, что ребенок явно не голоден, не принуждайте его к еде. Она должна быть ребенку в радость. На этом этапе малыш должен познакомиться и с функциями еды: она несет в себе насыщение, утоляет чувство голода, дает энергию для игр. Не стоит поощрять игру за столом, развлекать едока игрушками, сказками и пением. В раннем возрасте малыши быстро утомляются и не способны концентрироваться на нескольких занятиях сразу. Поэтому, увлекаясь игрой за столом, ребенок начинает механически открывать рот и часто продолжает есть, когда уже насытился (что может вызывать рвоту и расстройство пищеварения), или прекращает кушать, недоев, потому что отвлекся.

Кормить малыша необходимо потихоньку, не набивая ему рот. Если еда прилипает к губам ребенка или пачкает щеки, вытирайте их салфеткой или влажным полотенцем. Малыш должен осознавать, что грязный рот, руки и щеки создают ему дискомфорт. А также и то, что после еды стол убирают, а посуду относят в мойку. Конечно, пока это делает мама, но малыш уже сейчас должен видеть и слышать, как это делается, чтобы быть во всеоружии, когда подрастет.

Переходный период

Конечно, лучше всего приучать детей к культуре еды на собственном примере. Когда ребенок начинает проявлять интерес к взрослому столу, активно просит кусочки хлеба или сухарики, внимательно наблюдает, как вы пользуетесь вилкой и ножом, пришло время сажать малыша за общий стол. Это не означает, что ребенку нужно сразу предложить жареных котлет с картошкой фри из общей сковороды. Продолжайте кормить ребенка все тем же здоровым питанием, только порезанным более крупными кусочками. Положите еду в тарелочку, а возле нее - две ложки: одна для мамы, другая собственно для малыша. Последняя, как правило, первое время используется совсем не по назначению, но сейчас ваша задача - терпеливо объяснять, как можно аккуратно поднести ложку ко рту, не растеряв ее содержимое по дороге. С ранних лет малыш должен понимать, что правила поведения за столом одинаковы для всех. Если малышу вы делаете за столом замечание, то постарайтесь объяснить, почему его действия недопустимы в данной ситуации. Например, так: «Кушая аккуратно, сынок, ты ценишь труд человека, который приготовил угощение»; «С неряшливым человеком неприятно общаться и сидеть за одним столом»; «Говоря "спасибо" после еды, ты выражаешь благодарность хозяйке, которая старалась тебя угостить».

До ребенка важно донести, что элементарные правила поведения за столом содержат в себе глубокие принципы этики и взаимного уважения: «Так принято, а так не принято». Все правила этикета должны войти в культуру поведения ребенка осознанно. Только в этом случае маленький человек может проникнуться традициями поведения во время еды и с удовольствием их выполнять, испытывая чувство собственного достоинства и гордости за себя. В противном случае малыш привыкнет, что его постоянно одергивают, заставляя подчиняться чужой воле, и у него или возникнет протест против такого акта насилия, или же он привыкнет, что его достоинство унижают, постоянно одергивая, и вообще перестанет обращать внимание на окрики и замечания.

С двух с половиной лет ребенок будет способен помогать вам сервировать стол и убирать после еды грязную посуду. Готовя вместе на стол, объясняйте, для чего предназначены те или иные приборы и посуда. А за едой подсказывайте ребенку, как правильно брать пищу из общего блюда, почему это делается

Приучать малышей к этикету, постоянно повторяя тоном надзирателя правила приличия за столом, скучно и, надо заметить, совсем неэффективно. Чтобы соблюдать правила ребенку было интересно, попробуйте сопровождать свои указания мини-стишками и прибаутками. Иногда рифма напрашивается сама собой. Например: «Хлебушек и пирожок ручками берем, дружок», «И скажи спасибо тем, у кого ты пил и ел». Дети быстро запоминают подобные четверостишия и охотно используют в своих играх с куклами. Кстати, прекрасный способ закрепить правила приличия - поиграть в них с игрушками. Усадите мягких зверушек за кукольный столик, предварительно сервированный пластмассовой посудкой, и начинайте «воспитывать» неученых игрушечных зверей вместе с малышом. Поверьте, примерять на себя роль старшего наставника нравится всем детям. Пусть ваш малыш, как гостеприимный хозяин, сам накроет на стол, положит на тарелочку любимому мишке игрушечную морковку, предложит налить компот... В это время вам придется побыть и в роли неуклюжего мишки (который роняет на пол хлеб и проливает компот), и в роли помощника и руководителя игры (который подсказывается ребенку, как быть в той или иной ситуации).

Как у взрослых

Начиная с трех лет ребенок уже вполне осознанно подходит к «застольному» этикету. Он понимает, что сидеть за столом необходимо спокойно, молча, прямо, не разваливаясь на стуле и не болтая ногами. Он умеет пользоваться ложкой и вилкой, знает другие правила. В это время малыши обычно осваивают навыки поведения в обществе: в гостях, на детском празднике, в кафе, детском саду и т.д. Если вы правильно настраивали ребенка на обучение этикету, малыш в гостях может сам задать вам вопрос: «А как вежливо будет попроситься в туалет из-за стола?» Будет лучше, если вы заранее объясните ребенку, отправляя его в гости, как выйти из подобных ситуаций.

Важно, чтобы ребенок знал, как вести себя за столом в компании без родителей: почему необходимо класть салфетку на колени перед едой, как попросить подать ему еду, если она недоступна, почему нельзя тянуться через весь стол за понравившимся пирожком, почему некультурно копаться в вазочке, долго выбирая конфету, куда можно положить использованный пакетик с чаем. Если вы переживаете, что можете что-то упустить в обучении ребенка хорошему тону, дайте малышу совет спрашивать разрешения у хозяина дома, если он сомневается, как ему поступить. В конце концов, самым важным для ребенка, отправляющегося в гости, будет запомнить всего два волшебных слова: «извините» и «спасибо». Если малыш ненароком обидел кого-то, разлил, накрошил, испортил скатерть, достаточно вежливо извиниться, и обязательно поблагодарить хозяев за гостеприимство, сказав «спасибо», даже если угощение не совсем понравилось. Объяснив крохе эти два золотых правила, вам не придется за него краснеть.

 

 


Читайте:


Ваш малыш:

Материнский инстинкт: учимся понимать малыша

News image

Материнский инстинкт заложен в нас природой. И если некоторые девочки в детстве и не баюкали кукол, а играли во дворе ...

Как правильно кормить ребенка грудью?

News image

Установлено, что раннее прикладывание ребенка к груди после рождения способствует более быстрому становлению лактации. Поэтому сейчас мать в первый раз  ...

На заметку "Маме и малышу" — после родов:

News image

Восстановление после кесарева сечения

Восстановление после операции во многом зависит и от вашего возраста, телосложения и даже условий, при которых у вас была операция. Поэтому время восстановления варьируется у разных ...

News image

Методы контрацепции в послеродовый период

Когда рождается малыш, женщина с головой погружается в приятные хлопоты о нем. Стоит ли в это время ей думать о ...

News image

Изменения в организме женщины после родов

Молочные железы Молочные железы состоят из желез, жировой и соединительной ткани. В каждой груди есть 15-20 желез. Именно в них ...

News image

Мало молока?

Вам кажется, что малыш не наедается? Возможно, успешному кормлению мешают обычные ...

Для мамы на заметку

Поза при родах

News image

Рожать женщина может в разных позах. До сих пор традиционное положение во время родов было на спине. Но последние исследования ...

Разнообразим питание ребенка

News image

Наши бабушки и мамы приучили нас к тому, что самой полезной детской едой являются щи, картошка и котлеты. Новая еда ...

Прогулки во время беременности

News image

Свежий воздух необходим для будущей матери не меньше, чем сбалансированное питание. Нужно постараться гулять хотя бы 2 часа в день. ...

Наш веселый хоровод!

News image

В хоровод, в хоровод собираем весь народ! Эта незамысловатая присказка и звон колокольчиков обычно заставляют крох на занятиях забыть обо ...

Ваш ребёнок день за днём вместе с онлайн-журналом BabyDays