Главная - Ребенок - Воспитание и развитие - Зачем нужно учить ребенка играть?
Зачем нужно учить ребенка играть?
Зачем нужно учить ребенка игратьДалеко не всегда даже в благополучной семье, где взрослые стараются сделать для ребенка все возможное, они могут обеспечить достаточное развитие игровой деятельности и навыков общения. Без постоянного контакта с другими детьми это вообще невозможно. Даже самые лучшие родители, самая заботливая бабушка не смогут заменить ребенку сверстников. Формы поведения и общения, принятые между взрослыми членами семьи, могут быть усвоены ребенком, но это вовсе не значит, что они могут быть применены им при общении в детском саду.

Иногда бывают ситуации, когда усвоенная в семье манера говорить, специфически «взрослые» обороты речи оказываются настолько неуместными в общении детей, что оцениваются сверстниками как неправильные, непривлекательные, скучные, то есть дают обратный результат.

То же самое происходит, когда родители обучают ребенка играм, которые либо непопулярны среди детей, либо неизвестны им. Особенно часто это бывает, если родители не учитывают половозрастных особенностей ребенка (например, папа учит дочку играть «в войну», а мама сына - в «дочки-матери»). Играя с дошкольником, родители часто делают упор  на интеллектуальные игры - шахматы, головоломки, викторины - и не уделяют внимания основной форме дошкольной игры - сюжетно-ролевой.

Появление агрессивных реакций у дошкольников в ответ на насмешки детей, конфликты с другими людьми и прочие психотравмирующие ситуации - явление достаточно распространенное. В его основе лежит целый комплекс аффективных личностно-значимых переживаний.

Это могут быть переживания, связанные с обидой, ущемленным самолюбием. Реакции такого типа всегда имеют определенную избирательную направленность. Впервые они возникают в той ситуации, которая является психотравмирующей, и направлены против тех, кого ребенок считает причиной неприятных переживаний и конфликтов.

В семье это могут быть конфликты с родителями, ревность к появившемуся младшему ребенку, частые несправедливые или непонимаемые ребенком унизительные наказания, оскорбляющие ребенка действия или поступки. В детском саду это чаще всего несложившиеся отношения с воспитателем, с другими детьми, социальная изолированность, нарушения адаптации.

Реакции протеста могут быть активными и пассивными. Для эмоционально возбудимых детей характерны реакции активного протеста, которые чаще всего и вызывают тревогу и жалобы у родителей и воспитателей. Они проявляются в грубости, непослушании, вызывающем поведении и агрессивных действиях в ответ на различные психологические трудности.

Если такие реакции наблюдаются только в психотравмирующей ситуации, направлены против определенных людей - источника отрицательных переживаний, относительно кратковременны и не наблюдается тенденции к их фиксации, то правильными методами воспитания обычно удается облегчить положение ребенка, нейтрализовать отрицательные эмоции, направить реакции ребенка в нужное русло, придать им социально приемлемые формы.

Совместные усилия родителей и воспитателей, иногда смена коллектива (например, перевод в другую группу) могут сгладить острую ситуацию и не дать неправильному поведению закрепиться. В случае успеха дальнейшее развитие личности ребенка не пострадает, нормализуются отношения в семье и детском коллективе.

Безусловно, в таких ситуациях    необходимо    тщательно их анализировать, выявлять трудности, испытываемые ребенком, устанавливать их причины и по возможности их устранять, а затем формировать у ребенка нужные недостающие умения, навыки, а также установки в отношении других людей. Внимательность и огромное терпение со стороны взрослых - обязательное условие успеха.

Разумеется, не все причины, являющиеся для ребенка психотравмирующими, можно устранить. Например, в ситуации, когда он ревнует родителей к младшему ребенку, только что появившемуся в семье, или активно сопротивляется разлуке с родителями при помещении его в больницу или санаторий, такой выход остается недоступным.

В этих случаях важно создать максимальный эмоциональный комфорт для ребенка, попытаться разъяснить ему его переживания (иногда они не вполне ясны ему самому). На этой основе затем формируется адекватное отношение к сложившейся ситуации, вырабатываются способы поведения в ней.

 

 


Читайте:


Ваш малыш:

Питание детей от 1 года до 3 лет

News image

При организации питания детей старше года и до 3 лет учитываются физиологические особенности детей этого возраста. К тому времени переваривающая ...

Витамины и минералы: чтобы ребенок был здоров!

News image

Витамины и минералы жизненно важны для каждого из нас: эта истина известна со школьных лет. Но что конкретно дает нашему ...

На заметку "Маме и малышу" — после родов:

News image

Искусственное и смешанное вскармливание

При недостатке или отсутствии грудного молока у матери лучшей пищей для ребенка первых месяцев жизни является донорское, то есть сцеженное ...

News image

Отлучение от груди

Рано или поздно в жизни мамы и малыша наступает момент, когда грудное вскармливание приходится завершать. Это может быть вызвано необходимостью ...

News image

Правильное питание кормящей матери

Некоторые думают, что кормящей матери нужно самой обильно питаться. Это неверно. Главное - питаться регулярно. А еда рекомендуется простая, особенно ...

News image

Причины послеродовой депрессии

Казалось бы, что может быть прекрасней, чем появление на свет малыша? Однако, несмотря на это, многие женщины после рождения ребенка ...

Для мамы на заметку

Поздняя беременность

News image

До недавнего времени большинство женщин старше 27 лет, обратившись к врачу с первой беременностью, слышали в свой адрес обидное - ...

Несчастные случаи: травмы

News image

Травмы у детей чаще бывают нетяжелыми и ограничиваются ушибами, ссадинами, ...

Зачем нужно учить ребенка играть?

News image

Далеко не всегда даже в благополучной семье, где взрослые стараются сделать для ребенка все возможное, они могут обеспечить достаточное развитие ...

Игры с ребенком: от полутора до двух лет

News image

КТО КАК КРИЧИТ Рассказывайте  этот  стишок,   показывая   ребенку  игрушки   из-за   ширмы.   Побуждайте  его  к звукоподражанию и называнию игрушек полным ...

Ваш ребёнок день за днём вместе с онлайн-журналом BabyDays