Главная - Ребенок - Воспитание и развитие - Зачем нужно учить ребенка играть?
Зачем нужно учить ребенка играть?
Зачем нужно учить ребенка игратьДалеко не всегда даже в благополучной семье, где взрослые стараются сделать для ребенка все возможное, они могут обеспечить достаточное развитие игровой деятельности и навыков общения. Без постоянного контакта с другими детьми это вообще невозможно. Даже самые лучшие родители, самая заботливая бабушка не смогут заменить ребенку сверстников. Формы поведения и общения, принятые между взрослыми членами семьи, могут быть усвоены ребенком, но это вовсе не значит, что они могут быть применены им при общении в детском саду.

Иногда бывают ситуации, когда усвоенная в семье манера говорить, специфически «взрослые» обороты речи оказываются настолько неуместными в общении детей, что оцениваются сверстниками как неправильные, непривлекательные, скучные, то есть дают обратный результат.

То же самое происходит, когда родители обучают ребенка играм, которые либо непопулярны среди детей, либо неизвестны им. Особенно часто это бывает, если родители не учитывают половозрастных особенностей ребенка (например, папа учит дочку играть «в войну», а мама сына - в «дочки-матери»). Играя с дошкольником, родители часто делают упор  на интеллектуальные игры - шахматы, головоломки, викторины - и не уделяют внимания основной форме дошкольной игры - сюжетно-ролевой.

Появление агрессивных реакций у дошкольников в ответ на насмешки детей, конфликты с другими людьми и прочие психотравмирующие ситуации - явление достаточно распространенное. В его основе лежит целый комплекс аффективных личностно-значимых переживаний.

Это могут быть переживания, связанные с обидой, ущемленным самолюбием. Реакции такого типа всегда имеют определенную избирательную направленность. Впервые они возникают в той ситуации, которая является психотравмирующей, и направлены против тех, кого ребенок считает причиной неприятных переживаний и конфликтов.

В семье это могут быть конфликты с родителями, ревность к появившемуся младшему ребенку, частые несправедливые или непонимаемые ребенком унизительные наказания, оскорбляющие ребенка действия или поступки. В детском саду это чаще всего несложившиеся отношения с воспитателем, с другими детьми, социальная изолированность, нарушения адаптации.

Реакции протеста могут быть активными и пассивными. Для эмоционально возбудимых детей характерны реакции активного протеста, которые чаще всего и вызывают тревогу и жалобы у родителей и воспитателей. Они проявляются в грубости, непослушании, вызывающем поведении и агрессивных действиях в ответ на различные психологические трудности.

Если такие реакции наблюдаются только в психотравмирующей ситуации, направлены против определенных людей - источника отрицательных переживаний, относительно кратковременны и не наблюдается тенденции к их фиксации, то правильными методами воспитания обычно удается облегчить положение ребенка, нейтрализовать отрицательные эмоции, направить реакции ребенка в нужное русло, придать им социально приемлемые формы.

Совместные усилия родителей и воспитателей, иногда смена коллектива (например, перевод в другую группу) могут сгладить острую ситуацию и не дать неправильному поведению закрепиться. В случае успеха дальнейшее развитие личности ребенка не пострадает, нормализуются отношения в семье и детском коллективе.

Безусловно, в таких ситуациях    необходимо    тщательно их анализировать, выявлять трудности, испытываемые ребенком, устанавливать их причины и по возможности их устранять, а затем формировать у ребенка нужные недостающие умения, навыки, а также установки в отношении других людей. Внимательность и огромное терпение со стороны взрослых - обязательное условие успеха.

Разумеется, не все причины, являющиеся для ребенка психотравмирующими, можно устранить. Например, в ситуации, когда он ревнует родителей к младшему ребенку, только что появившемуся в семье, или активно сопротивляется разлуке с родителями при помещении его в больницу или санаторий, такой выход остается недоступным.

В этих случаях важно создать максимальный эмоциональный комфорт для ребенка, попытаться разъяснить ему его переживания (иногда они не вполне ясны ему самому). На этой основе затем формируется адекватное отношение к сложившейся ситуации, вырабатываются способы поведения в ней.

 

 


Читайте:


Ваш малыш:

Игры с ребенком: от года до полутора лет

News image

ТИП-ТОП Для игры вам будут нужны две игрушки: кукла и кошка. Возьмите куклу за ручки и водите ее, ...

Прикорм ребенка

News image

После 4,5-5 месяцев жизни младенца грудное молоко матери, даже если его имеется в избытке, уже не покрывает полностью потребностей ребенка ...

На заметку "Маме и малышу" — после родов:

News image

Питание кормящей матери

Суточный пищевой рацион кормящей матери должен содержать 120-130 г белков, 120-130 г жира, 450- 500 г углеводов. В среднем это ...

News image

Правильное питание кормящей матери

Некоторые думают, что кормящей матери нужно самой обильно питаться. Это неверно. Главное - питаться регулярно. А еда рекомендуется простая, особенно ...

News image

Восстановление после кесарева сечения

Восстановление после операции во многом зависит и от вашего возраста, телосложения и даже условий, при которых у вас была операция. Поэтому время восстановления варьируется у разных ...

News image

Восстановление менструального цикла после родов

Известно, что после родов организму женщины требуется некоторое время, что­бы те органы и системы, которые подверглись изме­нениям во время беременно­сти и родов, пришли в нор­му. ...

Для мамы на заметку

Тесты на беременность

News image

Если в вашу душу закрались смутные сомнения - а не беременны ли вы, чтобы их развеять, сходите к врачу на ...

Дети всё понимают

News image

Ребенок, даже очень маленький, чутко реагирует на психологическую обстановку дома, на все, что он видит и слышит. Поэтому надежды родителей ...

Вторая беременность: будет ли она такой же, как первая?

News image

Ответ: скорее всего, нет. Большинство женщин обнаруживают, что их вторая беременность отличается от ...

Ангина у детей

News image

Ангина - общее инфекционное заболевание, развивается вследствие проникновения болезнетворных микробов в миндалины. Последние воспаляются, увеличиваются, краснеют и становятся болезненными, что ...

Ваш ребёнок день за днём вместе с онлайн-журналом BabyDays