Главная - Ребенок - Воспитание и развитие - Застенчивый ребенок — хорошо это или плохо?
Застенчивый ребенок — хорошо это или плохо?
Застенчивый ребенокНесмотря на то, что застенчивость может быть обнаружена буквально «с первого взгляда», родители часто недооценивают ее. Многие из них не понимают, что застенчивость представляет собой определенное нарушение поведения. И, более того, личностного развития ребенка.

Они считают именно этот вариант нормой, а более активное и непосредственное поведение, которое видят у других детей, относят к проявлению невоспитанности или нескромности. Обычно они довольны своим ребенком, считая его застенчивость положительным качеством. Если им предлагают приложить какие-то усилия, чтобы преодолеть стеснительность ребенка, они заявляют: «Пусть лучше будет хорошим, скромным мальчиком, чем нахалом!»

Такие родители не различают скромность и застенчивость, что на самом деле не одно и то же. Если скромность - действительно положительное качество, которому противостоят нахальство, неумение вести себя в обществе и т. д., то застенчивость, основанная на полной неуверенности в себе, - недостаток, ведущий ко многим неприятным последствиям в развитии личности.

Что касается детского сада, то там тихий, молчаливый, незаметный ребенок не доставляет лишних хлопот, требует меньше внимания. Внешне спокойное поведение, послушное выполнение требований, молчаливость и пассивность часто оцениваются взрослыми положительно, не вызывая желания разобраться, что за этим стоит. Постепенно такой ребенок оказывается в стороне от жизни группы. Редкие незначительные замечания по поводу невыполнения общепринятых правил поведения: «Не поздоровался», «Не попрощался», «Не сказал спасибо» и т. п. - остаются на первых порах единственной формой общения воспитателя с ребенком.

Если уровень развития общения ребенка со взрослыми и сверстниками достаточен для бесконфликтного существования в группе, то ему удастся относительно благополучно пройти этот этап, чем-то компенсировать малые контакты со сверстниками и незначительный опыт общения со взрослыми. Обычно в этих случаях застенчивость легче поддается исправлению. Умение общаться, хоть и медленно, но развивается, накапливается определенный социальный опыт, формируются некоторые навыки, необходимые для взаимоотношений с другими людьми (в первую очередь со сверстниками).

К старшему дошкольному возрасту уже возможны попытки включиться в совместные виды деятельности с другими детьми, принять участие в коллективных играх, появляются предпочитаемые партнеры (обычно один и тот же ребенок). В таком случае можно считать, что застенчивость хотя и не исчезла полностью, но уже не является определяющей чертой характера ребенка. Такой ребенок всегда будет несколько более замкнутым и сдержанным, чем другие дети. Трудно предположить, что у него будет много друзей, вряд ли он сможет стать хорошим организатором и тем более лидером в коллективе. Однако глубоко несчастным, изолированным от общества человеком он уже не будет.

К сожалению, такое счастливое преодоление застенчивости встречается далеко не всегда. Большинству детей необходима помощь со стороны взрослых - родителей, с одной стороны, и воспитателя детского сада - с другой. Работа по преодолению застенчивости должна вестись ими согласованно, постоянно и терпеливо. Она требует от взрослых осторожности,    деликатности, так как застенчивые дети могут отреагировать на советы взрослых совсем не так, как от них ожидают. Особенно большая тактичность по отношению к таким ребятам требуется от воспитателя; В группе детей, перед «зрителями», неуверенность ребенка в себе больше, и они острее реагируют на все обращенные к ним слова и действия.

Работа детского сада и семьи для преодоления застенчивости должна вестись по двум основным направлениям. Во-первых, необходимо постепенно расширять круг общения ребенка, формировать у него необходимые для этого навыки. Во-вторых, следует всемерно укреплять у ребенка уверенность в себе, в собственных силах. И естественно, при этом нужен индивидуальный подход, учет, как возрастных возможностей ребенка, так и его личных особенностей.

 


Читайте:


Ваш малыш:

Режим дня ребенка в возрасте 9-12 месяцев

News image

Кормление - 7 ч, 10 ч, 14 ч, 21 ч Бодрствование - 7.30-10.00, 12.30-13.30, 14.30-15.30, 17.30-21.00 Сон -10.30-12.00, 15.30-17.30, ...

Первые дни малыша

News image

Когда у мамы на руках находится ее новорожденный малыш, она порой даже не задумывается о том, какие изменения происходят в ...

На заметку "Маме и малышу" — после родов:

News image

Мало молока?

Вам кажется, что малыш не наедается? Возможно, успешному кормлению мешают обычные ...

News image

Примерный рацион питания (меню) для кормящей матери

1-й день 1-й завтрак. Сельдь с картофелем. Салат из сезонных овощей: из салатного растения со сметаной и сахаром; из свежей капусты ...

News image

Контрацепция после родов

Через некоторое время после родов женщина возвращается к нормальной сексуальной жизни, и естественно, что перед ней встает вопрос о необходимости ...

News image

Отлучение от груди

Рано или поздно в жизни мамы и малыша наступает момент, когда грудное вскармливание приходится завершать. Это может быть вызвано необходимостью ...

Для мамы на заметку

Расчет даты родов

News image

Большинство беременных женщин хотели бы знать предполагаемую дату будущих родов. Казалось бы, чего тут сложного, ведь надо только определить дату ...

Фитнес для беременных: дыхательные упражнения

News image

Дыхательные упражнения, так же, как и физические, следует выполнять на открытом воздухе или в хорошо проветриваемом помещении. Их можно делать ...

Вводим творог в рацион ребенка

News image

Творог должен появиться в рационе малыша не ранее 8,5-9 месяцев. До этого возраста назначение творога не требуется, все необходимое количество ...

Смешанное и искусственное вскармливание

News image

Смешанным называется вскармливание, при котором объем докорма младенцев заменителями женского молока не превышает 50% от общего объема питания. Если на ...

Ваш ребёнок день за днём вместе с онлайн-журналом BabyDays